Чем были опасны военные планёры в ходе Второй мировой войны?
Планёр – это безмоторный, но управляемый летательный аппарат. Для того, чтобы подняться в воздух, ему необходим буксировщик. Набрав необходимую высоту и скорость, пилот безмоторника отцепляет буксировочный трос и далее планирует по определённой траектории. На первый взгляд процесс напоминает развлечение для любителей острых ощущений, решивших отдать себя в волю ветровых потоков. На самом же деле такие летательные аппараты сыграли огромную роль во время Второй Мировой войны, приняв участие в сотнях военных операций.
Военные планёры – это, конечно, не самолёты. Но в этом и заключалось их преимущество. Дело в том, что полноценный военный самолёт – вещь сложная, дорогостоящая, требующая много времени, особых материалов и квалифицированных специалистов для сборки. Потеря каждой такой боевой единицы во время войны крайне накладна. А учитывая количество операций, которые возможно было провести только с применением летательных аппаратов, и масштабы потерь после каждой, требовалась особая техника, которая могла бы летать, но была незаметна для противника (бесшумная и деревянная, а значит, «невидимая» для радаров) и была недорогой в изготовлении. Именно таким средством воздушного передвижения и стал планёр.
История создания
История военного планеризма уходит корнями в начало 20-х годов прошлого столетия. В это время в молодой Советской России зародился и очень быстро стал популярным планёрный спорт. Его возможности быстро оценили военные и стали разрабатывать модели, которые пригодились бы для нужд военного времени. В самом начале речь шла только о переброске небольших грузов. Однако в начале 30-х годов, когда в стране появились десантные войска, стала очевидной необходимость и в их скоростной переброске.
На протяжении всего десятилетия разработки военных планёров не носили системного характера, было создано мало образцов и не достигнуто никаких значимых результатов. Однако уже к концу 30-х работы по развитию военного планеризма получили новый толчок в виде достижений в этом виде вооружений зарубежных стран и прежде всего Германии.
В 1940 было создано Управление по производству десантно-транспортных планёров. Сразу несколько конструкторских организаций приступили к разработке и проектированию планёра, пригодного для решения различных военных задач. Наиболее удачным вариантом стала конструкция О. К. Антонова, которая в дальнейшем была значительно модернизирована и превратилась в знаменитый А-7. Именно она и пошла в производство.
Машина была выполнена из дерева, управлялась одним пилотом и могла взять на борт 6 десантников. А-7 выпускались до 1944 года. За это время фронт получил по разным данным от 400 до 600 машин. Наряду с обычными моделями создавались и особые, приспособленные под специальные цели.
Чуть позже, в 1941 году, когда война была в разгаре, признание получил ещё один планёр конструкции В. К. Грибовского (Г-11), который мог перемещать уже 10 бойцов. Производство этой модели продлилось до окончания войны. За это время было собрано порядка 500 единиц техники.
Нельзя не упомянуть ещё об одной модели, относящийся к разряду тяжеловесных. Это аппарат конструкции Д. Н. Колесникова – П. В. Цыбина (КЦ). Летательный аппарат мог взлетать с максимальным весом более 4,4 тонн, в отличие от 1,9 т А-7, и взять на борт до 18 экипированных бойцов. В период с 1941 по 1943 года, когда производство КЦ было свернуто, с конвейера сошли от 50 до 68 единиц.
Как применялись?
До 1942 года планёры невозможно было применять массово и системно, поскольку не было налажено постоянное производство. Но уже весной 42-го всё изменилось. Летательных аппаратов было достаточно для того, чтобы организовать специальное полковое подразделение для их обслуживания.
Сначала в Горьковской области на аэродроме Старыгино был организован 1-ый отдельный авиационно-планёрный полк (1-ый ОАПП), состоящий из 2-х эскадрилий, 60 планёров и 10 буксировщиков. Затем в городе Киржач Ивановской области создаётся второе соединение, основная цель которого – подготовка планеристов. Он получил название «2-й учебный авиационно-планёрный полк». Этих полковых соединений было достаточно для выполнения основных задач по обслуживанию и эксплуатации техники.
За время войны при помощи безмоторников удалось выполнить множество задач, некоторые из которых сыграли решающую роль в ходе крупных боевых операций. Речь в первую очередь идёт о знаменитой операции «Антифриз». Зимой 1942 года перед началом Сталинградской операции оказалось, что танковые подразделения не имеют достаточно количества антифриза и не могут передвигаться в условиях суровых холодов. Было решено силами 1-го ОАПП переправить антифриз из Московской области, используя «планёрные поезда» (сцепки из одного тягача и нескольких прикрепленных планёров). Таким образом удалось переправить более 50 т жидкости и иных грузов. Потери составили всего 3 тягача и 10 планёров.
Это одна из самых крупных операций, однако были и сотни других. Военные планёры широко применяли для регулярной связи с партизанами в Белоруссии и других местах. В леса доставляли продукты, боеприпасы, оружие, медикаменты, рации. Если буксировщик имел возможность приземлиться, то обратно забирали раненых. Кроме этого, планёры использовали для переброски десантных групп, проведения разведывательных операций. Безмоторники широко применялись и в прифронтовой зоне для снабжения армии, перевозки раненых в глубокий тыл и др.
У каких стран были?
Развитию военного планеризма большое внимание уделялось и в других странах.
Германия
Германия с 1934 года начала активно работать над тактическими аспектами воздушно-десантных войск. К 1937 году были разработаны первые десантные планёры и прошли весьма успешные тестовые полёты. Боевое крещение немецкие десантные безмоторники получили в мае 1940 года в ходе Французской компании. Тогда немцам удалось перебросить 82 десантника в бельгийский форт Эбен-Эмаэль. Десантной группе, экипированной огнемётами и иным необходимым снаряжением весом от 20 до 50 кг, удалось сломить сопротивление врага и открыли своей армии путь на Францию.
Немцы уделяли много внимания разработке планёров, способных перевозить тяжелое вооружение: военные автомобили, пушки и даже танки. Такие аппараты были сконструированы, но широкого распространения не получили, поскольку нуждались в специальных буксировщиках повышенной мощности и были крайне сложны в эксплуатации. В качестве примера может служить Messerschmitt Me-321 Gigant. Его грузоподъемность составляла 22 т. Всего было выпущено 200 подобных машин, но по назначению они так и не использовались. Позже часть из них уничтожили, другие переделали под обычные грузовые самолеты.
США и Великобритания
Союзная авиация также уделяла немало внимания производству планёров и применяла их в боевых условиях. Так, Великобритания сконструировала модель General Aircraft Hamilcar, способную перевозить лёгкий танк. Всего выпустили 344 экземпляра. Аппараты были успешно применены в 1944 году в операциях «Тонга» и голландской для переброски больших десантных группировок.
Среди американских моделей самой удачной и широко применяемой стала Waco CG-4A, которой произвели 13900 штук. Каждый такой военный планёр мог вместить 13 военнослужащих в полной экипировке и джип.