Собственный автомобиль уже давно перестал быть роскошью и стал обыденным средством передвижения. Мало в какой семье нет собственной машины. А во многих семьях есть и по две, и даже три. Конечно же, такое количество железных коней перегружает городские дороги и трассы. Однако, мы все уже привыкли к автомобильным пробкам, гудкам и рёву двигателей. Каждый автомобиль имеет свой уникальный голос. Эта уникальность зависит, в том числе, и от системы выхлопа. От того, как устроен глушитель автомобиля внутри.

В мире существует несколько авто гигантов, выпускающих различные марки авто. И у каждой модели свой особенный голос. Но мало кто задумывался над тем, какой вред могли бы приносить машины всем нам и окружающей среде, если бы не эффективная система выбросов выхлопных газов, образующихся в результате переработки топлива. Кстати, и звук, издаваемый двигателем, был бы далёк от приятного урчания, если бы не применение всё той же системы выхлопа. А между тем, в мире давно установлены нормы допустимого уровня шума, как допустимые нормы выбросов в атмосферу загрязняющих веществ. И вот за соответствие этим двум нормам отвечает система выхлопа.

Сегодня об этом механизме и пойдёт речь. В этой статье мы подробно рассмотрим как устроена эта система изнутри, какие её типы существуют, как она работает и что будет, если снять её с автомобиля. Но обо всем по порядку.

Функции глушителя в системе выхлопа

Устройство глушителя и принцип работы

Он выполняет одновременно две функции. Снижает уровень шума и токсичность выхлопных газов. Установлены нормы содержания угарных газов в продуктах сгорания топлива. И за это тоже отвечает этот необходимый механизм. Его устройство разработано таким образом, чтобы один процесс не мешал другому. Это достаточно сложный механизм, который совершенствовался вместе с машинами. Внешне, он выглядит как цилиндр с трубой с обоих концов. Казалось бы, что сложного.

Однако, если заглянуть внутрь, можно увидеть систему из перфорированных патрубков и перегородок.

Выхлопные газы из двигателя, проходя сквозь лабиринт патрубков и камер, очищаются. Звуковая же волна, встречая на своём пути сопротивление, теряет мощность и на выходе это уже не грохот, а довольно приятный слуху звук.

Кто его придумал?

Устройство глушителя и принцип работы

Кто же изобрёл первый глушитель? Существуют 3 версии.

По одной из версий, первыми его сконструировала компания Panhard-Levassor в 1894 г. Эта компания занималась производством и продажей машин. И они сразу оснащали свои автомобили этой системой.

Однако, по второй версии, глушитель создал Мильтон Ривз в 1897 г. Он создал автомобили с шестью и восемью колёсами.

И третья версия. Согласно этой версии, создателем механизма подавления шума автомобиля в 1917 году является Эль Долорес Джонс.

Виды

Для каждой модели машины, механизмы выбросов выхлопных газов создаются индивидуально. При их разработке учитываются технические характеристики двигателя, особенности кузова автомобиля и многое другое. Несмотря на множество различий в конструкции, глушители делятся на несколько типов.

Ограничительный

Устройство глушителя и принцип работы

Это тип, в котором гашение звуковых волн происходит за счёт того, что диаметр выходной трубы, меньше входной. Выхлопные газы, поступившие в камеру по более широкому входному патрубку, рассеиваются по всему её объёму, теряя часть своей мощности. А выходят из неё по более узком патрубку, оставив часть своей силы внутри.

Отражательный

Устройство глушителя и принцип работы

Этот тип является одним из самых распространённых. Внутри такого механизма создана система, которая заставляет звуковые волны проходить через препятствия в виде нескольких камер и патрубков различного диаметра. Они расположены таким образом, что звуковая волна несколько раз меняет направление движения внутри цилиндра. Ударяясь о стенки, она отражается от них, тем самым теряя часть своей мощности. За счёт этого и происходит снижение уровня шума. Отрицательный эффект данного вида заключается в том, что частично снижается мощность двигателя. Примерно на 5-7%. Это происходит из-за того, что поток газов, проходя внутри цилиндра, встречает сопротивление своему движению и из-за этого создаётся обратный поток, так называемый противоток. Именно он и не позволяет двигателю работать на 100%.

Резонаторный

Устройство глушителя и принцип работы

Этот тип часто применяется в качестве дополнительного узла в системе выхлопа. Внутри него, перфорированная труба проходит напрямую. Она не меняет своего направления и не прерывается. Гашение звука происходит за счёт того, что сам цилиндр, через который и проходит трубка, разделён глухим перегородками, на две, три или четыре камеры. Там и происходит потеря мощности звуковой волны. Она частично рассеивается выходя через отверстия (перфорацию) трубы внутри каждой камеры. И на выходе уже слышен звук мотора, не раздражающий слух окружающих.

Поглотительный

Устройство глушителя и принцип работы

Это тот же резонаторный, но слегка модифицированный. Его отличие заключается в том, что камеры, созданные для гашения звуковых волн заполнены специальным наполнителем, который и поглощает звук. Так как температура выхлопных газов достаточно высокая, а иногда выброс сопровождается образованием искр, то материалы для этого наполнителя применяются негорючие.

Устройство механизма шумоподавления

Рассмотрим из чего он состоит:

  • выпускной коллектор — выводит продукты сгорания топлива из двигателя;
  • нейтрализатор — очищает выхлопные газы от излишков токсинов;
  • резонатор (передний глушитель) - тот самый, описанный выше резонаторный тип;
  • поглотитель (задний глушитель) - этот тип так же, как и предыдущий рассматривается выше.

Существуют две разновидности:

  • активный;
  • реактивный.

Внутри активный глушитель довольно прост. Он заполнен шумоподавляющим веществом. Его минус в том, что спустя какое-то время он сильно загрязняется.

Что будет, если снять глушитель с машины

Устройство глушителя и принцип работы

Ну тут и так всё понятно. Если снять эту деталь с машины, это может привести к потере мощности двигателя, а также собьются настройки расхода топлива. Помимо этого, все находящиеся внутри авто, задохнутся от неочищенных и не отведенных, положенным образом, выхлопных газов. А так же, вместе со всеми окружающими, просто оглохнут от шума, издаваемого работающим двигателем.

Из всего вышеизложенного становится понятно, что положительный эффект достигается именно благодаря тому, как устроен глушитель автомобиля внутри, его непростой системе, которая постоянно совершенствуется, чтобы работа двигателей могла соответствовать мировым стандартам и не наносить вреда как окружающей среде, так и здоровью людей.