Это статья о современных разработках для военной авиации. Одной из которых является самолет СУ-34. Для людей далеких от этой темы, раскроем историю его происхождения, какие модели были на вооружении до него, кто работал над его созданием. Поговорим о боевых характеристиках СУ-34, для каких целей его выпускали. Производство и запуск новых технологий играет большую роль для армии России. От него зависит спокойствие мирных граждан в неспокойное время.

Пилоты, которые отвечают за управления им поистине герои, каждый вылет сравним с подвигом, чтобы сесть за его штурвал, они учатся годами, набираются опыта и часов полета. Ведь от них зависит качество выполнения поставленной боевой задачи. У них нет права на ошибку, на кону стоит многое, это в том числе и своя собственная жизнь. Какому риску и перегрузкам они подвергаются, мало кто может представить. Сложно понять, что каждый взлет, совершенно обычное дело, для них это работа. Семьям также трудно отправлять на нее любимого мужа и папу.

Так кто же они, герои современности? Кто стоит за изобретением этой машины, для чего его создали, расскажем в этой статье.

История создания

Уникальный самолет военной авиации РФ - СУ-34

Истребитель СУ-34 пришел на смену бомбардировщику времен Второй мировой войны, На его разработку, наших специалистов подтолкнуло более качественная техника противника. Существующими самолетами, стало невозможно вступать в бой и оказывать противостояние, их характеристики превосходили наши. Поэтому появилась острая необходимость в создании равноценного аппарата, который будет еще более мощным и технически укомплектованным. Для увеличения маневренных способностей летательного аппарата, была применена аэродинамическая схема. Работы были начаты 19 июня 1986 года, под кодовым названием Т-10В, он стал его первым прототипом. За основу, взяли базу хорошо зарекомендовавшего себя су-27. В новой модели увеличили топливные баки и бомбовую загрузку. Первый полет его состоялся 13 апреля 1990. Путь к этому образцу был долгий, испытания проходили с 2006 по 2011, завершились успешно, с 20 марта 2014 был взят на вооружение Военно воздушных сил. Первыми управляющими летчиками-испытателями стали Рустем Асадуллин и Евгений Рудакас. 

Особенности конструкции

Уникальный самолет военной авиации РФ - СУ-34

Разрабатывался он с учетом всех современных требований. Для уменьшения площади рассеяния был использованы композитные материалы, состоящие из двух или нескольких составных веществ, отличающихся химическими и физическими свойствами. Они также помогают в отражении волн радиолокации. Отдельно рассчитывались геометрические особенности планера.

Кабина

Уникальный самолет военной авиации РФ - СУ-34

Вместимостью на двоих человек, сидящих в одну линию, благодаря этому удалось избежать повторения приборов на панеле и позволила лучше взаимодействовать между собой. При этом сохранили возможность на отдых и прием пищи во время многочасовых перелетов. Для улучшения системы жизнеобеспечения и повышения комфортных условий кабина су 34 изнутри включает в себя:

  • биотуалет;
  • оснащение кислородной системой;
  • отопление и кондиционер;
  • есть место для разогрева, хранения и приема пищи;
  • оборудован центральным компьютером. Есть возможность расправить ноги, подняться в полный рост. Из-за приплюснутости передней части, получил прозвище утенок. Для улучшения оборонной функции, она сделана из бронированной оболочки, покрытой титановым сплавом. В ней были учтены все недостатки его предшественников. Алюминиевые и стальные плиты отсутствуют, остекление тоже пуленепробиваемое. Толщина брони достигает 17 мм;
  • оснащена двумя креслами, которые могут катапультироваться на любой скорости и высоте.Вход в нее располагается около нижней стойки шасси, через люк. 

Комплектация боеприпасами

Уникальный самолет военной авиации РФ - СУ-34

Содержит в себе комплексы для ведения огневых действий на земле и под водой, дальность выстрелов до 250 километров. На узлах внешней подвески может прикрепляться до 8000 килограмм дополнительного снаряжения. Вооружение су 34 разнообразно, в него вмонтирована пушка ГШ-301, совершающая 1800 выстрелов в минуту, тактические ракеты с командным наведением, противокорабельные установки на четыре режима дальности, оружие типа воздух-поверхность и воздух-воздух. Все они обладают радиолокационным самонаведением на цель.

Шасси

Уникальный самолет военной авиации РФ - СУ-34

При разработке, учитывалась возможность взлетов с грунта, поэтому выбор остановили на тележечном шасси с парным расположением колес на опорах, это обеспечило ему большую проходимость по не готовым аэродромам и внеплановым посадкам. Тормозные системы установлены на задних стойках. Для ускоренной остановки применяется тормозной парашют, находящийся в специальном контейнерном боксе, выдвигаемый из фюзеляжа.

Двигатель

Уникальный самолет военной авиации РФ - СУ-34

Оснащен двумя двигателями и дополнительной газотурбинной силовой установкой, максимальная скорость СУ-34 в 1900 километров в час. Его можно запускать без использования наземных средств. 

Бортовая электроника

Уникальный самолет военной авиации РФ - СУ-34

В отличие от остальных деталей производства, именно она является нашим слабым местом, из-за ее передолок и доработок тормозились серийные выпуски. Частые сбои в прицелах давали о себе знать. В начале 2010 были обновлены прицельные и навигационные системы. На нем установлена радиотехническая разведка, возможность создания помех, а также прицелы по тепловым излучениям. Оснащен системой активной безопасности, которая не позволяет выходить на недопустимые высоты и предотвращает столкновения с землей или препятствиями, она способна отследить состояние пилотов, и наделена элементами искусственного интеллекта. 

Заправка и вместимость

Уникальный самолет военной авиации РФ - СУ-34

Топливная система самолета утенка су 34 имеет три бака, один в фюзеляже и два в крыльях. Оборудована насосами для перекачки и подкачки, аппаратурой контролирующей расход. Есть приспособления для подсоединения подвесных баков, емкостью до 3000 литров. Дозаправка в воздухе производится методом шланг-конус. 

Технические характеристики

Уникальный самолет военной авиации РФ - СУ-34

Он принадлежит к поколению 4++, способен наносить атакующие удары в любое время суток, справляется с задачами на малой высоте, поражает воздушные цели. Рассмотрим более подробно размеры, грузоподъемность, летные возможности:

  •  общая длина истребителя 23,3 метра;
  • размах крыльев 14,7 м;
  • общая площадь крыльев 124 м2;
  • максимальный подъемный вес 45 тонн;
  • максимальная скорость около поверхности 1400 км/ч;
  • дальность полета на высоте 4 тысячи километров, у земли 1;
  • количество человек 2;
  • радиус боя от 600-1300 км.

Боевое применение

Уникальный самолет военной авиации РФ - СУ-34

В сражениях впервые показал себя в 2008, на Пятидневной войне с Грузией. Выполнял функцию прикрытия ударной части авиации, с его помощью была разбита большая часть радиолокационных станций. В марте 2012 вступил в борьбу против боевиков в Дагестане и Южной Осетии. Наши имели колоссальное преимущества за счет высокоточно наносимых ударов. Более подробные детали этой операции находятся под секретом, но руководством были выделены удовлетворительные способности к ведению боя, большего результата в горной и лесной местности добиваются не многие. Из арабских средств массовой информации в сентябре 2015 стали известны факты о прибытии су-34 на базу в провинции Латакия. Боевикам группировки ИГИЛ удалось обезвредить из зенитной пушки один из шести прилетевших самолетов. Члены экипажа смогли совершить катапультирование, одного взяли в плен, другого не нашли, судьба его осталась неизвестной. Весной 2016 года прекрасно показали себя ттх су 34 в устранении ледовых глыб на реке Северная двина, расположенной в Архангельской и Вологодской областях.

Новости о модернизации

Уникальный самолет военной авиации РФ - СУ-34

В этом году летом, появились новости о закупке 20 моделей Су-34 новой комплектации.Создавать из планируют с учетом опыта полученного в Сирии и прошедших военных действиях. Озвучивалось также добавление возможности применения новых авиационных средств поражения, улучшения свойств бортового радиоэлектронного оборудования и средств радиоэлектронной борьбы. Модели находящиеся в эксплуатации, тоже пройдут систему улучшения до характеристик нового образца. По некоторым данным из официальных источников, идет подготовка контракта на изготовление 76 боевых бомбардировщиков. Контракт на выполнение взяли ОКР «Сыч» в апреле 2019 года, в планах было закончить ее в конц прошлого года, но сообщений о завершении не было. Компания “Сухой” с конца 2019 года начала вести закупки комплектующих деталей для постройки нового СУ-34М по приказу Министерства Обороны, этим они хотят сократить время от официального подписания контракта до запуска в производство. Из полученных сведений стало известно о намерениях улучшить радар, систему связи и прицел. Увеличат, также бомбовый набор и разведческую способность, главным критерием которой, будет являться проведение разведки и обнаружении противника на более дальних расстояниях, и в любые погодные условия.

Интересные факты 

Уникальный самолет военной авиации РФ - СУ-34

Этот самолет принимал участие в параде Победы в мае 2015 года. Свое прозвище он получил за схожесть с птицей, носовая часть приплюснута и походит на утиный клюв, Серийная закупка и разработка его стала одной из самых долгих и дорогостоящих, она началась в 80х годах на базе СУ-27, тогда он считался новым поколением истребителей. Первый контракт на закупку был заключен лишь к 2006, а в 2008 был подписан контракт на поставку 32 образцов. Передача замедлялась судами и исковыми процессами, из-за нехватки техники, их не отдавали по причине сбоя в работе прицелов и радаров. Были нарушены установленные сроки передачи аппаратов, не было ни одной одинаковой версии, все отличались друг от друга по комплектации и характеристикам, но все это не стало помехой для заказа еще 92 экземпляров.

По стоимости их оценивали в 120 миллионов рублей, что стало абсолютным рекордом за всю историю ВВС.

К завершению поставок в 2013 году, было сделано заявление о снятии всех претензий к производителю, все недочеты были устранены, а пожелания выполнены. В настоящее время производство удалось стабилизировать, за год выпускается до 18 штук, претензии к которым не выдвигались. 

Где выучиться на летчика и кто подходит

Уникальный самолет военной авиации РФ - СУ-34

Пожалуй это одна из самых требовательных и необычных специальностей, требующая отличной подготовки. Многие мальчики в детстве мечтают управлять огромными, железными птицами, но доходит до цели пожалуй 1 из 100. Большинство бояться высоты, кому-то не хватает организованности, либо полученной информации. На сегодня в России несколько учебных заведений осуществляющих подобную подготовку:

  • Краснодарское Высшее Авиационное училище имени Героя Советского Союза Серова ― за время существования из ее стен были выпущены около 4000 летчиков, 115 из которых стали Героями, условиями для зачисления выступают отсутствие высшего образования, возрастом от 16-22 лет, тем кто проходил по контракту можно до 27 лет, оценивается уровень физической и общеобразовательной подготовки, психическое состояние, отказать могут лицам имеющим судимость или любой обвинительный приговор, стоящим на учете у нарколога за применение наркотических средств и употребление алкоголя и людям лишенных права носить воинские звания. Работают 4 очных факультета по разным дисциплинам;
  • Филиал ВУНЦ ВВС город Челябинск ― открыл свои двери осенью 1936, обучение длиться пять лет, имеет собственную школу-интернат, с начала нулевых начали подготовку космонавтов, требования совпадают с предыдущими;
  •  Военно-научный учебный центр ВВС имени Гагарина в Воронеже ― открылась в 1919, приемная комиссия оценивает результаты ЕГЭ и дополнительных достижений, имеются 12  учебных отделений; 
  • Филиал ВУНЦ ВВС Сызрань ― существует с 1940, во время войны успело выпустить много специалистов, поступить туда считается уникальной возможностью, которой могут воспользоваться и граждане других стран, выдвигаемые требования по росту от 160-190 см, вес до 80 кг, нужна справка об отсутствии судимости, отбор проходит в два этапа.

Уникальный самолет военной авиации РФ - СУ-34

Зарубежные конкуренты всегда отмечали высокие характеристики су 34, применялись попытки выкупить или украсть технологические процессы. В 2015 он был назван самым эффективным бомбардировщиком. Оснащение его производится по последнему слову техники, все новинки незамедлительно принимаются в его усовершенствовании. Над этим работают лучшие специалисты в своей области, улучшая его военные качества и делая более функциональным для пилотов, которые проводят там большую часть времени. Если рассматривать его с точки зрения проведенных операций, со своими задачами он справлялся на отлично, зарекомендовав себя с хорошей стороны. Остается ждать дальнейших разработок и выпуска новых образцов, но а пока он носит звание лучшего истребителя.