Желание подняться в небо и приблизиться к небесным светилам было у человека всегда. Еще древние пытливые умы изобретали самые невероятные способы, чтобы хоть ненадолго преодолеть земное притяжение. С развитием науки и расширением необходимых знаний эта проблема была решена. Сегодня гражданские и военные самолеты с двумя крыльями, двигателем и фюзеляжем уже никого не удивляют. Однако, выглядели они так не всегда, и на заре авиации появлялись самые необычные летательные аппараты, поражающие своим странным видом и аэродинамическими характеристиками.

Во многом быстрому процессу развития авиации способствовали военные действия. Быстрая потребность создавать новые летательные аппараты, превосходящие модели противников и имеющие лучшие боевые характеристики, порой играла злую шутку. Но спешка, зачастую не способствовала качеству, поэтому многие самолеты получались либо странными, либо откровенно нелепыми. И все бы ничего, если бы только внешний вид получался неудачным, но порой и внутреннее содержание оставляло желать лучшего.

В этой статье мы расскажем о десяти странных и откровенно провальных самолетах, которым когда-либо удалось покорить воздушное пространство, но они так и остались не полностью реализованными проектами.

Convair V2 (Sea Dart)

Convair V2

Истребитель под названием V2 Sea Dart стал экспериментальной моделью, выпущенной в 1951 в США, и должен был стать предшественником сверхзвукового летательного аппарата.

Корпус из водонепроницаемого материала и наличие двух крыльев для подводной гребли должны были сделать самолет универсальным. Предполагалось, что он будет выполнять боевые задачи, как в полете, так и на воде. А от пилота требовалось не только безупречное управление машиной в воздухе, но и мастерское управление неким подобием водного мотоцикла, когда Convair оказывался на воде.

Возможно, что у летательного аппарата было бы неплохое будущее, если бы не несчастный случай с летальным исходом. После этого было принято решение о прекращение выпуска данного типа самолета. Но в истории он все же остался, как неповторимый на сегодняшний день гидроплан, который под руководством Сэма Шеннона преодолел скорость звука.

Goodyear Inflatoplane

Goodyear Inflatoplane

Фантазия изобретателей безгранична и порой выходит за рамки разумного. Вероятно, инженеры, производящие покрышки для машин, решили, что выпускать самолеты ничуть не сложнее, чем автомобильную резину.

В 1959 объединение под названием "Goodyear Tire", стремясь предугадать потребность в компактном самолете, сконструировала очень причудливый и даже странный аппарат. Удивила фирма не столько конструкцией, сколько материалом ‒ самолет с открытой кабиной, не считая мотора, был исключительно резиновым.

Не менее забавно было то, что его словно надувной бассейн было легко надуть насосом для велосипеда всего за четверть часа. А за ненадобностью просто сдуть и сложить в метровую коробку. Кстати, аэродинамические показатели машины были превосходными, и она легко поднималась в воздух.

Возможно, в качестве пассажирского прогулочного самолета Inflatoplane был бы хорош, но создан он был с претензией на военный. Но армия, понимая, что достаточно лишь мелкой дроби из детской рогатки, чтобы его сбить, отказалась брать его на вооружение.

NASA A1 (Pivot-Wing)

NASA A1

Толчком к созданию NASA A1 стало появление поворотного крыла в авиации. Чтобы воплотить концепцию на практике, в 80-х годах прошлого столетия была разработана модель данного самолета.

Реактивный аппарат имел возможность поворачивать свое длинное тонкое крыло на определенный угол так, чтобы оно становилось параллельным кабине экипажа. Концепция, лежащая в идее неординарного и необычного инновационного макета, заключалась в том, чтобы преодолевать вихри в воздушных потоках. Разработке было суждено совершить ряд полетов, которые прошли удивительно хорошо. Но, вероятно, результаты не стали так убедительны, чтобы правительство США стало финансировать его производство. Однако, идеи этой модели легли в разработки дронов, что разрабатываются в наши дни.

Vought V-173

Vought V-173

Наверное, можно смело назвать прототипом Harrier Jump Jet. Впервые модель была разработана в 1942 году и стала первой в линейке самолетов вертикального взлета и посадки, способных к перехвату.

Конструкция была довольно забавной. Фюзеляж был закругленного желтого цвета, поэтому летчики-испытатели сразу же дали название этому аппарату «летающий блинчик». Огромные гребные винты приводились в движение парой двигателей, при этом они не касались земли при взлете благодаря выдвинутым стойкам шасси.

К сожалению, спрос на Vought V-173 был очень низким, а произошедшая авария и вовсе поставила крест на проекте.

Bell P-39 Aircobra

Bell P-39 Aircobra

Порой инженерная мысль, не подкрепленная достаточной практической базой, может сыграть с изобретениями злую шутку. Так, во время Второй мировой войны компания “Bell Helicopters” выпустила мощный и чрезвычайно маневренный истребитель с отличными боевыми параметрами. Особенностью боевой машины стало то, что двигатель располагался позади кабины пилотов. В то время как у большинства самолетов он находился спереди. По задумке компании, специализирующейся на выпуске вертолётов, выходящий из двигателя длинный вал должен поворачивать гребной винт спереди.

Непродуманность конструкции привела к смещению центра тяжести машины. И хотя боевые показатели сбитых за годы войны самолетов противника этой «небесной коброй» намного превосходили показатели любых других истребителей ВВС США, но их потери были тоже существенны. Однако, вовсе не потому, что их сбивали противники, а вследствие того, что легко попадали в “штопор” из-за малейшей оплошности пилотов.

SR 71 Blackbird

В апреле 1962 года на базе разведывательного самолета Lockheed A-12 была разработана модель SR 71 Blackbird (“Черный дрозд”). Конструкция машины отличалась футуристическим дизайном и стала первым разведчиком с невиданными на тот период скоростями и дальностью полетов.

Самолет был способен достигать невероятных высот, а его общий вид больше напоминал жутковатый инопланетный космический корабль.

Но, если дизайн был передовым, и к нему не было претензий, то в конструкции имелись серьезные недостатки. Основная проблема заключалась в нагреве корпуса. Как только самолет поднимался на высоту 7 км и разогнался до скорости 3300 км/ч, его внешняя обшивка тут же нагревалась до 400C и становилась красной, а температура прозрачного фонаря кабины достигала 300C. Надо ли говорить, что пилоты были вовсе не в восторге от таких температур машины. И хотя кабина была обшита асбестом, экипаж после приземления просто не мог ее покинуть в течение получаса, так как можно было получить ожог конечностей.

Convair Pogo

Convair Pogo

Если бы предыдущий неудачный опыт создания новых самолетов и их аварий смог бы сдерживать полет фантазии инженерной мысли, то Grumman X23, более известный как Pogo, вряд ли бы появился на свет. Ведь более абсурдного аппарата еще не было создано.

Тем не менее машина увидела свет. Внешнее Pogo нельзя было отличить от обычного самолета, если бы не реактивный двигатель, находившийся на носовой части машины. Этот двигатель позволял Pogo взлетать вертикально, и, казалось бы, в этом нет ничего странного. Но в отличие от других летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой, носовая часть Pogo перед стартом поднимался под прямым углом, заставляя пилота принимать горизонтальное положение, напоминающее положение космонавта в ракете. Только после этого он был готов к взлету.

Несмотря на успешные испытания, машина так и не заняла свое место среди боевых расчетов в американской армии, а проект по созданию был закрыт.

McDonnell Douglas X-15

McDonnell Douglas

Проект создания самолета X-15 вынашивался сразу после того, как после Второй мировой войны в распоряжение американских инженеров попали обломки немецкой ракеты Фау-2. Это позволило сделать значительный скачок вперед в области ракетопланов.

Первые испытания прошли в 1959 году, а экспериментальным ракетопланом стал аппарат Х-15. Несмотря на двухметровую длину, по бокам у него располагались небольшие метровые крылья, больше похожие на обрезки.

Но, испытания показали, что ракетоплан способен взлететь на высоту 107 км, а когда он проходил через плотные слои атмосферы, то его скорость в шесть раз превысила скорость звука. Специальная обшивка, сделанная из особого никелевого сплава, аналогичного по составу метеоритам, уберегла аппарат от сгорания в атмосфере.

По тем временам это стало революционным прорывом в области космических полетов. Но закат программы произошел из-за постоянного отказа системы самолета, разгерметизации кабины и гибели пилота вследствие отказа всех приборов и их неправильных данных в момент крушения.

Blohm und Voss BV 141

Blohm und Voss BV

Этот самолет можно назвать образцом симметрии. Немецкие ученые, вдохновившись ею, посчитали, что такой принцип можно использовать в авиационных двигателях.

Но во время Второй мировой войны немецкие инженеры из компании Dornier не пошли привычным путем. Они создали самолет-разведчик с хвостовым стабилизатором, расположенным только с одной стороны, в то время как кабина летчика была расположена ассиметрично на противоположной стороне.

Казалось бы, что конструкция абсолютно не сбалансирована, но это ошибочное мнение. Поскольку кабина располагалась справа, а винт ‒ слева, в воздушном пространстве во время полета возникал момент силы, способствующий плавному перемещению машины. В итоге, несмотря на причудливый внешний вид, аппарат не только успешно взлетал, но и в дальнейшем вдохновил многих инженеров-конструкторов современных спортивных самолетов на создание устройств аналогичной конструкции.

Caproni Ca.60 Noviplano

Caproni Ca.60 Noviplano

Представить себе океанский лайнер, похожий на большой отель со всеми удобствами, можно, а вот представить дом, передвигаемый по воде при помощи самолета довольно трудно. Noviplano стал первым аппаратом-амфибией, пытавшимся соединить две стихии: воздушную и водную. Кстати, позже эта идея понравилась советским инженерам, сумевшим создать Пять знаковых самолетов-амфибий СССР.

Длина чудо-аппарата составляла 23 м, а вес — 26 т (!). Задумка основывалась на том, что достаточное количество крыльев сможет поднять в воздух все, что угодно. Поэтому конструкторы создали трехуровневую систему крыльев, разместив их спереди, посередине и в хвостовой части.

Максимум, на что была способна эта махина при испытании, так это оторваться от земли и взлететь до 18 метров. Но после этой отметки она начала разваливаться, а потом упала в воду. К сожалению, два летчика погибли. Вскоре Noviplano отремонтировали, но позже он все равно сгорел. Что стало причиной, так до сих пор не известно.

Подводя итог, хочется сказать, что описанные в статье самые необычные летательные аппараты, наверняка будут не последними в истории человечества. Главное, чтобы их успех и неудачи были полезны инженерам будущего, которые когда-нибудь будут создавать совершенные во всем самолеты.