Технология производства чайных пакетиков
Заваривание и настаивание листового чая — слишком длительный процесс, и не у всех есть на него время. Чай в пакетиках — другое дело, его нужно просто залить кипятком. Это удобно, где бы ты не находился: дома, на работе, в поездке. Но есть недостаток, навязчивые слухи о вреде пакетиков. Чтобы разобраться, нужно узнать, из чего и как делают пакетированный чай.
Пакетики бывают бумажными или пластиковыми, внутрь обычно помещают заварку на одну порцию чая. Обычно к такому пакетику прикрепляют веревочку для удобства заваривания. В этой статье мы расскажем, какие бывают чайные пакетики, как они работают, где и когда они появились. Мы ответим на вопрос, уступает ли пакетированный чай листовому, есть ли вред от его употребления. Ты узнаешь, как правильно выбирать чайные пакетики, каким брендам отдают предпочтение жители нашей страны, какие появились альтернативные способы использования пакетиков.
Самыми распространенными материалами для производства являются древесно-бумажное волокно, мелкоячеистый пластик, волокно из листов филиппинского банана. Края пакетиков склеиваются при помощи нагревания, нитка тоже приплавляется или прикрепляется металлической скобочкой. Чаще всего производители упаковывают каждую порцию в фольгу или конвертик из бумаги. Это делается для лучшего сохранения свойств.
Какие бывают пакетики?
Они бывают разными:
- прямоугольные с ниткой и ярлычком для извлечения из кипятка;
- круглые без ниток, такие используют в Англии, так как там не принято вытаскивать пакетик из кружки;
- пирамидки из мелкоячеистого пластика. В пирамидке для заваривания больше места, поэтому вкус лучше раскрывается;
- крупного размера для заваривания не в кружке, а в чайнике;
- просто пустые пакетики. которые дома можно заполнить любой заваркой.
Любой из видов предназначен для погружения в горячую воду. Температуру воду производитель указывает на упаковке, она зависит от сорта чая. Чем дольше заварка проведет в чашке — тем крепче будет напиток.
Технология производства
Производители используют разные технологии, но технологический процесс всегда включает одни и те же стадии:
- на конвейер поступают два слоя материала, один располагается под дозатором, другой — сверху него;
- конвейер движется, дозатор выкладывает на ленту равные порции чая;
- нижний слой накрывается верхним;
- лента поступает в специальное устройство, которое термически склеивает края;
- получившаяся лента из множества пакетиков движется к ножам, которые разрезают ее на прямоугольники;
- к каждому прикрепляется ниточка с ярлычком, в классической технологии она прикрепляется маленькой скобкой из металла;
- пакетики упаковываются в индивидуальную упаковку, потом в пачки.
Что внутри пакетика?
Мы разобрались со способом фасовки, но какое сырье погружается внутрь? Ходят легенды, что пакетированный чай — это вовсе не листья чайного дерева, а отходы: бракованное сырье, ветки от листиков, кто-то упоминает даже пыль. На самом деле качество товара зависит не от упаковки, а от производителя. На рынке множество компаний, которые производят на самом деле качественный пакетированный чай. Точно так же в магазинах продается некачественные рассыпные виды.
Если есть сомнения, то можно разрезать пакетик и посмотреть, как выглядят листья внутри. Для уверенности можно покупать пирамидки, они наглядно показывают, что внутри. Как правило, в пирамидках достаточно крупные листья, а также цветки, которые раскрываются в процессе заваривания, кусочки фруктов, специи и другие добавки.
Из истории
Известно, что чайные пакетики появились в 1904 году. Тогда торговец из Англии по имени Томас Салливан провел рекламную акцию, он расфасовал небольшие порции чая в шелковые пакетики и разослал их тем, кого хотел бы видеть в числе своих клиентов. Люди стали заваривать напиток прямо в мешочках и поняли, что это очень удобно. Тенденцию быстро подхватили производители.
Изначально использовали не бумагу, а марлю и волокно из абаки. Специальная фильтровальная бумага появилась позднее. В 1929 году произошло важное событие, которое перевернуло индустрию. Инженер из Германии создал установку для упаковки. Хоть она и выпускала всего 25 пакетиков в минуту, это очень упростило технологический процесс. В 50-е годы пакетики стали двойными, благодаря чему вкус чая улучшился.
Ближе к концу 20 века начали играть со вкусами и использовать добавки. Сегодня у нас есть широкий выбор, разные виды чая с добавками или без. В пакетированном виде можно купить даже традиционный китайский пуэр. Эта тенденция зародилась только в последние годы, и пока еще неизвестно, будет она популярной или нет.
Есть ли вред?
У противников пакетиков есть две основные претензии — к сырью и к самой упаковке. Обычно они настаивают на следующем:
- в бумаге содержится эпихлоргидрин, это пестицид, который при контакте с кипятком растворяется, попадает внутрь организма и снижает иммунитет;
- пластик растворяется в кипятке и выделяет токсичные вещества;
- фильтровальная бумага становится белой из-за отбеливания хлором, что тоже очень вредно для здоровья;
- используется некачественный чай, в котором много фторидов, что негативно сказывается на здоровье костей и зубов;
- в пакетиках мало места, поэтому напиток не может хорошо завариться и раскрыть вкус;
- чтобы придать вкус и аромат, производитель добавляет химические ароматизаторы;
- расфасовка обходится дороже, чем покупка рассыпного.
Многое из перечисленного уже давно не актуально, так как ежегодно принимаются новые стандарты производства пищевой продукции. Это делается для того, чтобы потребитель был уверен в качестве товаров. Однако, некоторые производители находят лазейки и обходят правила. Поэтому покупать можно только продукцию от надежных брендов, которые гарантированно не экономят на качестве.
Химические ароматизаторы негативно сказываются на здоровье, но они могут быть и в развесном продукте. Чтобы их избежать, не нужно отказываться от пакетиков, нужно внимательно читать состав.
Также нужно следить за сроками хранения. На любом виде чая может развиться грибок, употребление такого напитка чревато отравлением афлатоксином. Это может быть острое пищевое отравление со всеми сопутствующими симптомами или постепенный процесс накапливания токсинов, который приводит к серьезным дисфункциям в работе органов пищеварения.
Лучшие производители
Практически у каждого производителя чая есть пакетированные разновидности. У нас в стране особенно любят Greenfield. Это вкусный чай по приемлемой цене, разные виды: зеленый и черный с добавками и без, белый, травяной. Добавки преимущественно натуральные. В коллекции от Гринфилд каждый может выбрать то, что ему понравится. Green Melissa от Гринфилд стал настоящей легендой в нашей стране, в нем сочетаются нотки зеленого чая, мяты, мелиссы и лимона. Чтобы попробовать разные вкусы, можно купить набор-ассорти. Продукция этого бренда особенно нравится ценителям черного чая без добавок: здесь представлены разные сорта из разных сторон света, все они обладают терпкостью и насыщенностью.
Еще один узнаваемый на рынке бренд — Tess. Он смотрится, как конкурент Гринфилду, но если внимательно прочитать информацию на упаковке, мы поймем, что их выпускает одна и та же фирма — Орими. Бренд Tess был одним из первых, кто запустил на рынок пирамидки. Среди продукции данной торговой марки тоже есть хороший выбор, тоже присутствуют наборы с разными вкусами.
Чай с английским названием Richard выпускается русской компанией “Май”. В некоторых видах используют искусственные добавки, на что указывает привкус. Но черный чай вполне достойный, он обладает терпкостью, слегка вяжущим вкусом, насыщенным ароматом. Любителям горьковатого привкуса стоит попробовать Ahmad, скорей всего в нем они найдут то, что требуется.
Как выбирать пакетированный чай?
Хороший производитель — это лишь один из критериев. Не помешает перепроверить его по таким пунктам:
- качественный материал упаковки, указание подробной информации и сорте и происхождении сырья;
- состав без каких-либо искусственных добавок. Красителями и ароматизаторами маскируют некачественное сырье;
- срок годности. Желательно, чтобы до его истечения оставалось как можно больше времени.
Самое главное — это состав. Не стоит полагаться на надпись на лицевой стороне, которая сообщает, что это чай с бергамотом или лимоном. Нужно изучить состав и понять, что использовал производитель — кусочки настоящих плодов, их эфирные масла или ароматизаторы.
Дальнейшая оценка происходит уже после вскрытия пачки. Внутри не должно быть пыли и постороннего мусора. Наполнение пакетика должно быть однородным, как по размеру чаинок, так и по цвету. Зеленый чай выбирается так же, как черный. Но если пить его не только для удовольствия, но и для пользы, лучше все же выбирать рассыпные виды. Чтобы получить полезные свойства, зеленый чай нужно заваривать по особенной технологии, что не всегда осуществимо с пакетиками.
Необычное применение
Чайные пакетики — это удобное изобретение не только для приготовления всеми любимого напитка. У них есть множество применений:
- косметологическое. Пакетики с зеленым чаем используют в качестве примочек на глаза. Это помогает избавиться от утренней отечности, при регулярном применении — освежить кожу вокруг глаз;
- маникюрное. Очень необычный способ, который стоит запомнить каждой девушке. Материал чайного пакетика можно использовать так же, как нейл-мастер использует стекловолокно — чтобы починить треснувший ноготь. Особенно хорошо себя зарекомендовал материал, из которого делают пирамидки, он позволяет сохранить ноготь до следующего похода на маникюр. Кусочек накладывается на обезжиренный ноготь в месте поломки, сверху наносится стойкое покрытие;
- гигиеническое. Пакетики с чаем впитывают запахи и влагу. Поэтому их можно использовать для просушивания обуви изнутри. В чае присутствует обеззараживающее вещество, танин, что придется очень кстати. Также несколько чайных пакетиков можно разложить по полочкам холодильника, чтобы в нем не было запахов.
Зная, как делают пакетированный чай и как его выбирать, каждый может сделать свой выбор в пользу рассыпного или пакетированного вида. Стоит помнить, что некачественные товары встречаются и в одной, и в другой категории.