Каждая мировая столица, а подчас и просто крупный город, имеет свою визитную карточку. Обычно это какая-нибудь историческая или архитектурная достопримечательность. В Египте это пирамиды Гизы, во Франции – Эйфелева башня, в Нью-Йорке – Статуя Свободы, в Лондоне – Тауэрский мост – восхитительная по архитектуре и техническим решениям переправа через Темзу. И как водится за знаменитыми местами, с Тауэрским мостом связано немало интересных фактов.

Мост был сооружен относительно недавно, в 1894 году, и соединил два городских района: Саутварк и Восточный. Сложный архитектурный ансамбль с башнями в стиле викторианской готики, подвесной пешеходной галереей и подъёмной частью органично сочетается с другим историческим памятником – крепостью Тауэр. Создание единого композиционного ансамбля было главным условием при проектирвании инженерного сооружения.

Сегодня фоторгафии моста, запечатлевшие самые эффектные моменты в разные времена суток и года, занимают титульные страницы учебников, книг об Англии и туристических путеводителей. Мост является туристическим объектом и включен в обязательную программу посещения во время ознакомительных туров по городу.

История и особенности Тауэрского моста

К середине XIX века в столице Великобритании проживало более одного миллиона человек. Промышленность, а вместе с ней и отдельные районы, стремительно развивалась, привлекая в столицу всё больше народа. Чтобы город мог и дальше расти, возникла острая необходимость во внедрении новых технических решений, которые позволили бы быстрее переправлять через Темзу растущее количество населения в часы пик. Так возникла идея создания подземных переправ – метро.

тауэрский мост

В 1863 г. в Лондоне появилась первая в мире линия метрополитена, которая значительно снизила нагрузку на наземный транспорт. В 1870 году под Темзой был сооружен тоннель, который должен был соединить два берега и два развивающихся промышленный района. Однако в качестве линии метро он прослужил недолго, превратился в пешеходный, а вскоре люди вообще перестали им пользоваться, предпочитая передвигаться по верху. Не оставалось ничего другого, как построить обычный мост через реку для транспорта и пешеходов.

В 1876 году правительство организовало специальный комитет, который должен был решить проблему. Необходимо было найти место для строительства, удобное не только с инженерной точки зрения, но и для людей. А поскольку переправа должна была располагаться в историческом центре столицы, важно было не нарушить архитектурную композицию. Чтобы выбрать наилучший вариант, объявили конкурс, в котором приняло участие 50 проектов. Победу одержал главный архитектор Лондона, инженер и одновременно председатель созданного комитета Гораций Джонс. Проект сразу получил название Тауэр Бридж и в 1885 году был одобрен Парламентом.

как выглядит Тауэрский мост

Строительство стартовало в 1886 году и продлилось 8 лет. В нём постоянно были задействованы 432 рабочих. К сожалению, главный архитектор проекта Г. Джонс скончался в 1887 году, так и не увидев своё детище. Руководство строительством взял на себя Джон Вольфе-Берри. Этот исторический факт часто вызывает у туристов вопрос о том, кто построил Тауэрский мост.

 

Мост обошёлся королевской казне в 1184 тыс. фунтов.

Торжество по случаю открытия переправы состоялось 30 июня 1894 года. В церемонии приняли участие будущий король Эдуард VII с супругой Александрой.

Описание проекта

проект Тауэрский мост

Предложенное Джонсом сооружение предполагало строительство:

  • двух башен в стиле викторианской готики, сочетающейся с расположенной неподалеку исторической крепостью Тауэр;
  • разводной конструкции, благодаря которой сохранялась интенсивность речных перевозок;
  • верхнего яруса для пешеходов, куда можно было подняться по ступеням или на лифте.

Общая длина моста – 244 м, он состоит из трёх пролётов. Главная часть архитектурного сооружения – центральный пролёт, образованный двумя поставленными на опоры башнями высотой по 65 метров. Массивные бетонные опоры, на которых позже возвели башни, были установлены на дне реки. Их общий вес составляет около 70000 тонн. Расстояние между башнями 61 м. В их нижней части расположены гидравлические машины, которые приводят в движение два разводных крыла, поднимающиеся почти до вертикального состояния – до 83°. Вес каждого крыла составляет 1000 тонн. Кстати, на всё строительство было потрачено 11000 тонн стали.

строительство Тауэрского моста

Секции моста между башнями – это подвесные мосты, закреплённые на бетонных опорах и цепях. Последние закреплены в двух точках – на мостовых башнях и на береговых опорных устройствах. Длина каждого подвесного пролёта – 88 м.

Поскольку за сутки в этом районе проходило более 60 судов и именно столько раз надо было разводить мост, на высоте 44 м между башнями была построена верхняя пешеходная галерея. Она не получила признания у людей: никто не хотел подниматься наверх даже на лифте. Все предпочитали дождаться, пока крылья опустят и можно будет перейти по низу. Тем более, что верхнюю галерею быстро облюбовали карманники и маргинальные элементы, в результате чего её просто закрыли. С 1910 по 1984 года она оставалась закрытой для пешеходов.

Вся конструкция была защищена от коррозии при помощи облицовочного камня: корнуэльского гранита и портлендского известняка. Металлические конструкции были выкрашены в коричневый цвет. Вначале мост освещали газовые фонари с открытыми горелками, позже их заменили на лампы накаливания.

Гидравлическая система и её реконструкция

реконструкция Тауэрского моста

Крылья моста поднимаются на максимальный угол всего за 90 секунд. Это достигается благодаря действию мощных противовесов. Первоначально механизм был водяным: вода нагнеталась двумя паровыми машинами мощностью по 360 л. с., а давление в системе достигло 50 бар. Гидравлический механизм сконструировал Г. О. Рендель. Систему реконструировали лишь в середине 70-х годов: водяной двигатель заменили на масляный с электроприводом. Части старого механизма выставлены в музейных помещениях башен. Однако конечные шестерни для зубчатой передачи оставлены и функционируют по сих пор.

В 2000 году мост оснастили компьютерной системой управления, однако на деле она работала очень плохо: мост часто застревал в открытом или закрытом состоянии. Это исправили только в 2005 году, заменив датчики. Начиная с 2008 на протяжении 4 лет металлические части архитектурно-технического сооружения подверглись косметической процедуре: их основательно очистили от старой краски и ржавчины и выкрасили в цвета национального флага: красный, белый и черный. Покраска вместе со множеством природозащитных мероприятий обошлась казне в 4 миллиона фунтов.

Как это работало?

как работает Тауэрский мост

Это сегодня управление разводом крыльев полностью автоматизировано. Более того, транспортный поток по реке значительно снизился, и суда давно ходят по расписанию, которое составляется на несколько месяцев вперёд. Раньше всего этого не существовало и управление осуществляла целая команда матросов во главе с капитаном.

Корабли шли довольно плотно по 50-60 штук в сутки, т. е. примерно 2-3 в час, и без всякого расписания. Мост приходилось разводить чуть ли не каждый час. Наблюдатель из команды матросов располагался наверху и следил за приближением судна. При помощи сигнального оборудования и целой системы знаков он передавал сигнал вниз и на корабль. На мосту принимались меры по остановке движения: закрывались шлагбаумы и включались красные сигнальные огни. В ночное время использовали лампы двух цветов – красного (проход закрыт) и зелёного (проход открыт), а в туманную погоду применяли ещё и звуковой сигнал (удары в гонг).

работаТауэрского моста

На корабле тоже имелись свои сигналы, которые должны были работать, во время прохождения судна под мостом. В ясную дневную погоду на видном месте корабля поднимали чёрный шар, диаметром 0,61 м, ночью – зажигали красные сигнальные огни, в туман – давали длинные многократные гудки.

Часть сигнального оборудования размещена в экспозиции музея.

Тауэр Бридж сегодня

Тауэрский мост сейчас

Верхние галереи открылись для туристов ещё в начале 80-х. Наверх по-прежнему можно подняться на лифте или по внутренней винтовой лестнице из 300 ступеней. Галереи крытые, поэтому любоваться чудесными видами города с высоты можно в любую погоду. Отсюда видны и Екатерининские доки, и Гринвичская обсерватория, и знаменитый «Огурец» – здание компании Swiss Re, выполненное в стиле хайтек. В 2014 году на галерее была открыта одиннадцатиметровая смотровая площадка со стеклянным полом. Её собрали из шести панелей весом 530 кг каждая. Толщина стёкол составляет 75 мм. Проект обошелся в один миллион фунтов. Зато теперь все любители острых ощущений могут наблюдать, как под ногами разводится мост и проплывают корабли.

Тауэрский мост – это по-прежнему оживлённое звено транспортной магистрали, через которое в сутки перемещается порядка 40000 человек. Для сохранности моста введены строгие ограничения для транспорта по скорости передвижения (не более 32 км/ч) и по массе (до 18 тонн). За соблюдением норм и порядка следят многочисленные датчики и камеры видеонаблюдения.

Сегодня мост разводят не более 3 раз в сутки, но, как и 130 лет назад, речной транспорт остаётся в приоритете.

Интересные истории и факты

интересные факты про Тауэрский мост

  1. Тауэр Бридж нередко путают с другим мостом – Лондонским, считая понятия Тауэрский и Лондонский синонимами. На самом деле это два разных сооружения, расположенных недалеко друг от друга. Лондонский был сдан в эксплуатацию в 1973 году. В 1968 через год после начала строительства его продали американцу Р. МакКоллаху, который, как гласит предание, был уверен, что купил символ Лондона – Бридж Тауэр. Сам МакКоллах, конечно, это не признаёт.
  2. В 1997 году американский президент Билл Клинтон совершал визит в столицу Великобритании. Во время пересечения Тауэрского моста его кортеж был остановлен, в то время как автомобили с английским премьером проехали. Клинтону пришлось ждать пока проедет речное судно. Разразился скандал, однако руководство моста сообщило, что звонило в Посольство США, чтобы предупредить, но там никто не ответил.
  3. В 1952 году пассажиры одного из обычных городских автобусных рейсов совершенно неожиданно для себя совершили групповой прыжок уровня каскадеров. Водитель автобуса уже заехал на мост как вдруг понял, что тот разводится (механизм сработал ошибочно, и никаких предупреждающих сигналов на въезде не было). Однако молодой человек не растерялся и, выжав максимальную скорость, просто «перелетел» с одного крыла на другое, преодолев образовавшийся зазор. За решительность и спасение пассажиров его наградили денежной премией.
  4. Не каждый полёт под мостом, делал летчиков героями, бывало и наоборот. В 1912 году отважный английский пилот Ф. МакКлин пролетел на своем биплане между ярусами центрального пролёта и, разумеется, стал национальным героем. В 1968 году не менее отважный пилот ВВС Великобритании А. Поллок повторил трюк на истребителе в знак протеста против отмены торжеств в честь пятидесятилетия образования ВВС. За эту выходку пилота арестовали и уволили из армии.
  5. Тауэр Бридж – единственный разводной на Темзе.
  6. Точная копия башен Тауэрского моста расоложена в Китае, в городе Сучжоу.
  7. Внутренние помещения верхних галерей сдаются в аренду для проведения торжественных мероприятий.
  8. Ещё один интересный факт – Тауэрский мост является собственностью фонда Bridge House Estates, контролируемого муниципальной администрацией City of London Corporation.