Основа английских танковых войск – Challenger 2
У людей, интересующихся мировыми политическими событиями, ещё не стёрлись из памяти фото танков «Челленджер 2», стоящих на блок-постах иракской Басры. Боевая операция в Ираке стала крупнейшей для британских танкистов после окончания первой иракской компании в 1991 году. Если Тегеран штурмовали американцы, то Басра было полностью отдана на откуп британским войскам. Во время штурма города танки хорошо показали себя в качестве мощного наступательного оружия, а также надёжной огневой поддержки для других войсковых соединений.
История создания «Бросающего вызов» (а именно так переводится на русский название модели) не так проста. Британцам пришлось столкнуться со многими проблемами в танкостроении, которые вылились и катастрофическую демонстрацию полной недееспособности танковых войск на международных состязаниях в конце 80-х. Это положило начало модернизации имеющегося на вооружении «Челленджера 1» и пересмотра основных конструктивных решений.
История создания танка
Английские танки отлично зарекомендовали себя как надежные, манёвренные и боеспособные (для своего времени) машины ещё во времена Второй Мировой войны. Вступив в сражение в 1944 году, они оказали мощную поддержку советским войскам во многих совместных наступательных операциях. За время войны все отрасли военной промышленности стран, участвующих в ней, сумели поднять уровень боевой техники на невиданный до тех пор уровень. Англичане не стали исключением и создали модель «Центурион», вобравшую все самое лучшее и считающуюся первым боевым танком.
Однако характерная английская консервативность сыграла с англичанами злую шутку. Создавая последующие модели, они незначительно отходили от традиций, сложившихся в танкостроительной отрасли, чересчур игнорируя новые реалии ведения боя. Новые модели были хороши в защите и огневой поддержке, но слишком медленно передвигались по сравнению с зарубежными аналогами, что значительно снижало манёвренность во время боя.
В 60-е годы на смену «Центурионам» наконец пришли «Чифтены», которые были опробованы израильтянами в ходе 6-ти дневной войны и получили самые высокие отзывы. «Чифтенами» заинтересовались не только израильтяне, но и иранцы. Они указали на недостатки боевой техники для ведения боя в условиях пустыни, но изъявили желание заключить контракт на приобретение очень большой партии модифицированных машин.
Рекомендуем ознакомится со статьей «Китайские танкостроители решили затмить российскую «Армату»»
Случайное появление «Челленджера»
Англичане взялись за идею с энтузиазмом, вложили гигантские средства в развитие нового производства, построили производственные мощности, развернули широкомасштабные инженерно-конструкторские работы и создали новую модель, под иранский заказ, назвав её «Шер». Иран приобрёл большую партию, заключил контракт на вторую, ещё более модифицированную, но в это же время в стране произошёл переворот и новое правительство контракт аннулировало. Для английской танковой промышленности это стало ударом. Чтобы минимизировать потери, было принято любопытное решение – танк переделать под нужды британской армии. Собственно так, практически случайно, на свет появился «Челленджер 1».
Работами над проектом и непосредственно производством машин занялся завод в Лидсе. Это предприятие было государственным и практически не имело конкурентов внутри страны. К началу 80-х годов армия заказала 225 новых танков. Семь опытных образцов были подвергнуты сложным испытаниям, которые, по мнению британских военных, они отлично выдержали. В конце 1982 года испытания были признаны успешными и завершились, и армия подписала контракт на поставку танков в боевые части с перспективой полной замены ими устаревших «Чифтенов».
Почти сразу на технику посыпался шквал критики. Экипажи жаловались на низкую надёжность, крайнее неудобство нахождения внутри, низкую точность стрельбы и многое другое. Танк моментально приобрел славу худшей машины во всём блоке НАТО. Апогеем позора стали ежегодные соревнования танкистов стран блока НАТО «Канадиен Трофи — 87», где англичане на «Челленджерах» заняли последнее место. О том, чтобы заменить ими «Чифтены», уже речи не шло, но правительство М. Тэтчер поставило перед инженерами задачу – создать современный боеспособный танк.
Читайте статью «Сколько стоит настоящий танк в рублях: от Т-34 до Арматы».
Рождение «Челленджера 2»
Сначала решили объявить конкурс на лучший проект, но, как выяснилось, на территории Великобритании выбирать особенно было не из кого. Пришлось допустить к участию в конкурсе иностранцев (немцев, французов, даже бразильцев), что для гордых англичан было крайне унизительно. Представленные на конкурс иностранные модели во многом превосходили английские изобретения, однако, чтобы сохранить лицо, жюри отдало победу своим – компании «Виккерс Дефенс Системс», которая имела неплохие наработки.
«Челленджер 2» был принят на вооружение уже в 1991 году, сборка началась в 1993. В процессе участвовало более 250 фирм. Первые машины поступили в части в 1994 г. Затем наступила многолетняя пауза, в течение которой устранялись выявленные недостатки. И только в 2008 году в армию вновь стали поступать «Челленджеры», но ещё более усовершенствованные. В 2014 году было принято решение о том, что машины данной модели останутся на вооружении английской армии до 2035 года.
Описание конструкции
Рассмотрим ключевые характеристики основного боевого сухопутного танка Британской армии.
Вооружение
Основное башенное орудие – это 120 мм нарезная пушка. Её боекомплект составляет 52 снаряда (фугасных и бронебойных), дальность стрельбы – до 8 км. Угол наведения по вертикали может меняться от -10 до +20°. В распоряжении танкистов 2 пулемета: один спарен с пушкой, второй предназначен для противовоздушной обороны и управляется дистанционно, рассчитан на 4000 выстрелов. Калибр патронов 7,62 мм. В перечень вооружения также входят два тепловизора, оптический прицел.
Броневая защита
Танк оснащен блочной многослойной системой комбинированного бронирования, подробности которой являются государственной тайной. Кроме этого, корпус защищён дополнительными навесными бронированными экранами и решётками. Внутри имеются устройства, защищающие экипаж от радиоактивной, химической и биологической опасности. С обеих сторон башни располагаются по 5 установок, стреляющих дымовыми гранатами. На танке также есть механизм установления дымовой завесы. Уязвимыми местами считается нижняя лобовая часть, где броня имеет толщину не более 100 мм.
Ходовая часть
Машина оснащена пневматической подвеской, немецким дизельным двигателем мощностью 1200 «лошадей» и трансмиссией Ренк HWSL-295TM, двигательная установка управляется в цифровом формате.
Технические характеристики
Масса боевой машины составляет примерно 62 тонны, длина с пушкой – 11,5 м, ширина – 3,5, высота – 2,5 м. Скорость на трассе – 56 км/ч с запасом хода 400 км, по пересеченной местности – 40 км/ч (250 км). Машина может двигаться в горы крутизной в 30°, преодолевать стену до 90 см, ров шириной до 2,8 м, брод глубиной 1,1 м.
Боевое применение
Машина прошла успешные испытания в боевых условиях во время иракской компании, принимала участие в штурме города Басра и отражении атак танковых войск иракцев. В ходе боевых действий один из танков «Челленджер 2» получил 15 попаданий из противотанкового пулемета, но остался без единой пробоины, что зафиксировано на фото. Несмотря на установку дополнительных фильтров, модель признана малопригодной для боевых действий в условиях пустыни.