До 2013 года самым большим кораблем в мире был Seawise Giant, это японский танкер длиной в 458 метров. Он был спущен на воду еще в 1979 году, создан компанией Sumitomo Heavy Industries. Теперь этот статус принадлежит кораблю Prelude FNLG, он обошел предшественника почти на 30 метров. Такие огромные и дорогие суда создаются не для того, чтобы поставить рекорд, у них есть предназначение, которому соответствуют такие внушительные габариты. В этой статье мы расскажем про самый огромный корабль в мире, его предназначение и технические характеристики. Ты узнаешь, как его создавали и другие интересные факты.

Размеры каждого корабля определяются задачами, которые на него возложены. К примеру, самым длинным авианосцем в мире долгое время был USS Enterprise, его длина достигает 342 метров. Этот военный корабль спустили на воду еще в 1960 году, и он был самым длинным 15 лет, так как в течение этого периода ни у одной из стран не было необходимости создавать что-то крупнее.

Характеристики

Был спроектирован и создан по заказу датской компании Shell. Исполнителем стала компания из Южной Кореи Samsung. Вес основной конструкции достигает 260 тысяч тонн, на борт может взять до 600 тысяч тонн груза. Длина достигает 488 метров, ширина составляет 74 метра.

Казалось, что выпущенный Японией в 1979 году Seawise Giant поставил точку в соревновании супер-танкеров. Его выпустили в единственном экземпляре, так как настолько большие корабли ограничены по использованию. Он не может пройти по Ла-Маншу, Панамскому, Суэцкому каналам. В конечном итоге Гигант просто стал статичной установкой на воде для добывания и хранения нефтепродуктов. При этом Prelude FNLG все-таки появился, возникают справедливые вопросы, зачем и кому он понадобился?

Самый большой корабль в мире – Prelude FNLG

Назначение

Такие огромные размеры обусловлены тем, что это абсолютно новый класс кораблей, и они должны быть очень большими. FLNG – это название класса, в него входят фабрики на воде, осуществляющие преобразование природного газа, превращая его в сжиженный. Создать такую махину можно только технологией приваривания отдельных стальных элементов друг к другу, именно так он и был создан.

Сейчас природный газ извлекают из недр в основном на суше. Лидером в этом является наша страна. Мы добываем его по традиционной технологии, то есть делаем скважины в земле. Другие страны вынуждены искать другие способы получить газ, потому что производить его намного выгоднее, чем покупать. Самая нашумевшая из разработанных недавно методик – добывание из горючих сланцев, как это делают в США. Но методика не очень практичная и рациональная, так как себестоимость такого газа получается очень высокой.

Газ добавляют еще и на континентальном шельфе, к примеру, у нас на Сахалине. Но технология намного сложнее, в частности под проектом «Сахалин-2» работают три платформы у берега и еще одна в 16 километрах от него. Одна из трех является основной, она осуществляет добычу с глубины 48 км. По дну проходят трубопроводы, по ним газ идет на берег, потом он проходит по наземным каналам. По берегу он проходит семь километров к технологическому комплексу, предназначенному для предварительной обработки. После этого он должен поступить на завод по обращению в сжиженный, и путь занимает целых 800 километров.

Причем это не просто сотни километров трубы, на пути есть промежуточные станции, пункты контроля, обслуживающие точки.

Со знанием этого можно понять, зачем нужны плавучие фабрики. Они позволяют избежать сложной и длительной транспортировки и связанных с ней расходов. Переработка производится прямо в области месторождения, что актуально, если оно будет не в нескольких, а в сотнях километрах от берега. Так появился проект FNLG, он входит в экологическую политику Австралии.

Плавучий завод

Стартовая проба по созданию такой фабрики произошла в 1979. Тогда в Монако проходила газотехническая конференция, и норвежские разработчики представили первый прототип. Он был ориентирован на Кенганское месторождение в области Персидского залива. Но по иронии именно тогда в Иране произошла Исламская революция, и идея была забыта по причине неуместности. Затем в 1988 другая компания рассматривала возможность расположить такой завод в виде баржи на месторождении в Сневите. Но и этот проект не был реализован, так как он оказался неоправданно дорогим.

В дальнейшем такие проекты предлагались и другими компаниями, но реализовать его смогли только в голландской компании Shell. Именно они заказали у Samsung строительство самого первого наводного СПГ-завода. Спустя годы появился тот корабль, который мы рассматриваем.

Prelude предназначен для конкретного месторождения, но оно очень обширное, это Броус. Оно начинается примерно в ста километров от западного берега Австралии, именно поэтому большую роль сыграли экологические стандарты Австралии.

Полноценно данное месторождение не разрабатывалось, так как местные власти не позволили строить завод на материке из соображений экологичности. Предполагалось, что он будет расположен на мысе Джеймса Прайса, но заветное разрешение так и не было получено. Всего лишь в 50 километрах от предполагаемого размещения находится популярный туристический центр Брум. Наличие рядом завода явно нарушило бы концепцию экотуризма. Интересно то, что Shell все-таки получили разрешение на разработку. Парадокс: добывать разрешается, а перерабатывать – уже нельзя. Нужен был какой-то выход.

И Shell отыскали этот выход, они придумали разместить завод непосредственно в месте, где добывали газ. Во-первых, плавучий завод вписывается в экологические стандарты, во-вторых, он бы очень быстро себя окупил. Перерабатывать газ на месте намного дешевле, тем перемещать его на десятки километров.

На создание судна Shell Prelude денег не жалели, было задействовано огромное количество человеческих сил и других ресурсов. Делалось все возможное, чтобы корабль как можно скорее сошел на воду и начал работать. Относительно его доходности каждый день простоя был большой потерей, поэтому каждый потраченный день был огромной финансовой потерей.

Самый большой корабль в мире – Prelude FNLG

Создание гиганта

Заказчиками и спонсорами проекта стали голландские нефтяники. Они знают толк в этом деле, поэтому выбрали исполнителем именно Samsung Heavy Industries. Создание заняло всего два года, но после спуска судна на воду работы не остановились, позднее дорабатывали обвес и устанавливали дополнительное оборудование. Но еще до всех доработок корабль попал в книгу рекордов Гиннеса, так как он уникален.

Однако, есть один момент, который удивит обывателя, возможно, даже разочарует. Дело в том, что у Prelude отсутствуют собственные двигатели. Он может передвигаться только за счет буксиров. По сути судно, занесенное в книгу рекордов Гиннеса – просто огромная баржа. По этой причине он забирает титул самого крупного плавательного средства, но лидером среди танкеров по-прежнему будет вышеупомянутый Seawise Giant.

Технология производства не отличалась от той, что используют для всех крупных судов – его просто сваривали из отдельных элементов. Так как вес составляет 260 тысяч тонн, риски были огромными. Чтобы их избежать, еще до запуска на воду, разработчики провели виртуальный запуск через компьютерную симуляцию.

Самый большой корабль в мире – Prelude FNLG

Уникальные особенности

После всех доработок корабль Prelude Flng был доставлен на свое рабочее место в 475 км от материка. Он рассчитан на 25 лет работы в любых условиях, несмотря на любые шторма и ураганы страшной силы. Конфигурация бортов и той части, что скрыта под водой, рассчитаны на выдерживание волн любой силы.

Впечатляет швартовочная система, это башня в самом центре судна высотой в 93 метра. К ее нижней части закрепляются четыре группы якорей с разных сторон. Это позволяет надежно пришвартованному судну маневрировать, например, в случае урагана повернуться относительно направления ветра. Как мы помним, своего двигателя нет, поэтому маневрирование происходит за счет водометов, их три, мощность каждого достигает 6700 лошадиных сил. Водометы не позволяют судну двигаться самостоятельно, но с ними оно может свободно изменять положение относительно штормового фронта, чего вполне достаточно. Корабль способен выдерживать ветра скоростью более 70 метров в секунду, это циклоны пятой категории.

В хранилище можно уместить до 220 тысяч кубометров сжиженного природного газа, 90 тысяч сжиженного углеводородного газа и 126 тысяч стабильного газового конденсата. Ежегодно можно производить более 5,3 миллионов тонн продукта, из них 3,6 миллионов – сжиженного природного газа. Это очень много, больше, чем годовая потребность всего Гонконга.

Самый большой корабль в мире – Prelude FNLG

Для охлаждения используется прохладная морская вода, ее закачивают с глубин в объеме 50 тысяч кубометров в час. Благодаря этой нехитрой технологии значительно сокращены расходы на охлаждение.

Цели и задачи

Данный корабль первый в своем роде, но уже можно точно сказать, что не последний. Конечно, его эффективность будет оцениваться по окончанию срока эксплуатации, но скорей всего он будет экономически оправдан. Он стал стимулом к революции, возможно, совсем скоро такие мобильные платформы будут так же распространены, как наземные. Они позволяют разрабатывать труднодоступные места и сразу же перерабатывать ресурс в СПГ. При этом соблюдаются экологические нормы и экономятся средства на логистику.

Уже в первые годы после запуска разработчик Shell заявил, что Prelude не будет единственным в своем роде, и что они проектируют еще один завод, более мощный и масштабный. Ограничения по размеру такого судна действительно отсутствуют, ведь от них не требуется проходить через узкие проливы. Работа супер-танкеров ограничивается и другими проблемами, но ни одна из них не касается плавучих фабрик, рассчитанных на стационарную эксплуатацию. Поэтому длина корабля Prelude в 488 метров – это далеко не предел. Возможно, в ближайшие десятилетия мы узнаем о судах длиной в 600 или даже в 700 метров.