Один из трех сверхмощных линейных кораблей Японии – авианосец «Синано»
В истории навсегда останется след от трех невероятных японских линкоров: «Ямато», «Мусаси» и «Синано». Когда-то они казались спасением, олицетворением силы, но в наши дни совершенно ясно, что это результат напрасных и трагичных усилий Японии. Сегодня мы расскажем тебе историю авианосца «Синано.
Долгое время любая информация об этом знаменитом корабле оставалась в полной тайне. Даже после крушения власти разместили выживших членов экипажа в изолированных бараках и запрещали сходить на берег. После капитуляции Японии все экземпляры секретного отчета относительно проектирования и крушения судна были уничтожены.
Проектирование авианосца
Судно строили очень быстро и в полной секретности. Получить доступ к сухому доку, где происходили строительные работы, было практически невозможно. Ни одному из инженеров не выдавались на руки все сертификации и чертежи. Благодаря этим мерам за рубежом не знали ничего о точных параметрах новых японских линкоров до завершения войны.
После того как военные действия начались, строительство корабля снизилось. Японцы думали, что не успеют достроить «Синано» до конца войны. Но ситуация в корне изменилась, когда в 1942 году японское авианосное соединение ушло на дно океана. В первой линии по-прежнему оставались два судна, но они точно бы не справились с усиливающимся американским флотом. В это время командование вооруженных сил Японии решает, что необходимо максимально увеличить число авианосцев. Начинается переоборудование пассажирских лайнеров и сухогрузов. Но времени катастрофически не хватало. Тогда командование принимает кардинальное решение в отношение «Синано».
К тому времени корабль был построен наполовину. Изначально планировалось, что это будет артиллерийская платформа. Японцы решают в корне изменить направленность судна – перестроить его в авианосец. Сдача обновленного «Синано» флоту была намечена на февраль 1945 года.
Инженерам предстояло проделать огромную работу. Согласно новому проекту линкор, который не успели достроить, должен был превратиться в самый настоящий ударный авианосец, на котором бы находилось 150 самолетов. Совмещение почти полностью готового корпуса, высокорасположенной бронированной полетной палубы, особой авиационной аппаратуры, а также просторных ангаров требовало немалых усилий от конструкторов. Им приходилось ежедневно сталкиваться с множеством противоречий, в результате чего решение одной задачи, как правило, способствовало возникновению других проблем.
Основная трудность заключалась в том, чтобы достичь баланса между остойчивостью корабля и вместимостью ангара. Инженеры в итоге смогли сделать судно достаточно мореходным, но размер ангара все же был маленьким.
Все это полностью разрывало шаблоны. Ученые понимали, что эксплуатировать «Синано» в качестве полноценного авианосца не возможно. Пришло решение сделать из него плавучий аэродром, который будет обслуживать авианосные оперативные соединения и береговые авиабазы авиации флота. Планировалось, что корабль будет помогать нескольким авианосцам, которые отличаются слабо защитой. Именно они являлись легкой мишенью для соперника. После того как самолеты выпущены, корабли бы уходили на безопасное расстояние. Тем временем, выполнив задание, воздушные судна возвращались бы на «Синано», дозаправлялись и возвращались в боевые действия или летели на родной корабль. Ведь наше судно спокойно могло находиться рядом со сражением и отражать атаки, так как было оснащено бронепалубой и внушительным зенитным вооружением. Но и эта идея не прижилась. Так как наличие огромного вспомогательного судна без своей авиагруппы казалось расточительным и неразумным решением.
В итоге командование приняло решение разместить на корабле небольшую авиагруппу и переквалифицировать судно в авианосец поддержки. Как следствие, на «Синано» возлагалось две важные задачи:
- Обеспечивать авианосцев, которые находятся на первой линии, самолетами из резерва, топливом и боеприпасами.
- Ремонтировать технику, которая вышла из строя, а также ПВО и ПЛО.
Изначально предполагалось, что на судне расположится всего 18 собственных воздушных средств, но по факту их было 47.
Основные характеристики
Несмотря на все трудности «Синано» – невероятно мощная машина, способная справиться с множеством задач. Данные говорят сами за себя:
Японский гигант изнутри
Авиагруппа судна включала в себя несколько видов самолетов:
- истребители;
- ударные самолеты;
- разведчики.
Кроме этого, на судне было стандартное оборудование, позволяющее принимать воздушные средства передвижения:
- 18-тросовый аэрофинишер;
- 3 аварийных барьера.
Большинство из них находились в кормовой части, и всего два расположились в носу. Также внутри можно было увидеть пару самолетоподъемников. Их грузоподъемность достигала 7500 кг.
Что интересно, катапульты не было, но полетная палуба впечатляла своей внушительной длиной – любой самолет мог взлететь с полной нагрузкой. Сверху корпуса – надстроенный небронированный ангар. Некоторые его части были открытыми. Сверху можно увидеть полетную палубу. Отличало судно от других то, что она была бронированная. Такая же в то время была только на британских кораблях.
Интересный факт: сверху палубу покрыли простой смесью каучука и цемента – изобрести и сделать специальное покрытие разработчики не успели.
Энергетическая установка осталась такой же как и на «Ямато». Схожими были и характеристики остойчивости. А вот спасательным оборудованием корабль похвастаться не мог – в общем 16 шлюпок. Вместить больше просто не получилось, так как не хватало свободного места.
Вооружение
Этот показатель был непропорционально большим для личной авиагруппы. На судне находились различные авиаторпеды и авиабомбы. Кроме зенитного вооружения на «Синано» находились тридцать пять строенных автоматов в 25 мм и пусковые установки для ракет. Их предназначение крылось в отражении атак бомбардировщиков, которые пикируют.
Огонь универсальных орудий управлялся четырьмя стабилизированными постами наводки. Также на судно установили пару радаров, которые искали воздушные и надводные цели и один только для поиска целей в воздухе. Данное оборудование дополняли высококачественные оптические приборы. Что касается средств связи, то японское судно могло похвастаться двенадцатью пеленгаторами, с помощью которых велась радиоразведка. А вот аппаратура гидролокационного характера на корабле отсутствовала.
Поход и гибель
В июне 1944 года генеральным штабом был отправлен приказ сдать судно на 4 месяца раньше обозначенного ранее срока. Главный строитель перешел на ужесточенный режим работы. Теперь бригады работали не 11,5 часов в сутки, а все 14 и без выходных. Но данное решение не увенчалось успехом, через неделю стали появляться серьезные ошибки, и руководитель вернулся к прежнему ритму, но увеличил количество строителей.
В начале октября 1944 года «Синано» подготовили к выводу из сухого дока. Его начали заполнять водой и во время данной процедуры произошла авария – батопорт наклонился, в док хлынула вода. В результате судно три раза ударилось о бетонную стенку дока.
Через месяц авианосец выходит на ходовые испытания. Спустя неделю принимается решение вводить судно в боевые действия. На нем поднимается военно-морской флаг, а на почетное место помещается портрет императора. «Синано» отправляется на Внутреннее Японское море. Этому противится капитан, говоря, что судно только условно готово к сражениям – 4 корабельных котла из 12 не функционировали, практически все помещения не проверены на герметичность. Но просьба от отсрочке отклоняется, и судно направляется в путь. На судне находилось 2515 человек.
Как только «Синано» вышел в открытое пространство, американские радары сразу же его заметили. За ним отправилась подводная лодка, чтобы понять, что это за объект, так как ранее он нигде не числился. Японское судно, заметив слежку, ускорилось до 20 узлов. Затем системы начали давать сбой, и капитан был вынужден отдать приказ снизить скорость. Именно это и стало роковой ошибкой. В 3 часа ночи, американская подлодка нагнала цель и выпустила шеститорпедный залп. Первая же поразила цель. За ней еще четыре. Это было начало трагедии авианосца «Синано».
Удары нанесли большой урон кораблю. Сразу после торпедирования произошел наклон судна на 10 градусов. Отсеки, которые не проверили на герметичность, затапливались один за другим. Командир планировал, что сможет дотянуть до ближайшего порта, пока скорость сохранялась на нормальном уровне. Но вскоре вода дошла до машинного отделения, и судно уже не могло двигаться в прежнем режиме.
К утру на помощь пришли два других судна. Они пытались передать «Синано» буксирные концы, но они не выдержали и порвались. В этот момент всем стало ясно, что корабль не удастся спасти. В 10 часов капитан отдает приказ экипажу покинуть судно. Тем временем многие члены экипажа остаются в заблокированных отсеках – они обречены. В 11 часов крупнейший авианосец затонул. Капитан и вахтенный офицер добровольно остались на мостике. 1425 офицеров и матросов были объявлены пропавшими без вести.
В общей сложности жизнь авианосца «Синано» составила 17 часов. Надежды, которые на него возлагали, к сожалению не оправдались. Он не стал супероружием, это, скорее, была вынужденная мера, воплощенная в металл, дорогая иллюстрация тотальной войны.