Самый массовый в мире гидросамолет - «Каталина»
Двадцатый век подарил миру воздухоплавания достаточно много летательных аппаратов, однако немногие из них могут быть причислены к легендам авиации. Но, PBY “Каталина”, самолет амфибия времен второй мировой войны, по праву может носить такой титул! Ее производством занималась известная американская компания Консолидейтед Эйркрафт Корпорейшн (Consolidated Aircraft Corporation) под руководством талантливого и упорного авиаконструктора Айзека Махлина Лэддона. Самолет стал легендой еще и по тому, что использовался не только в военных целях, но и нашел свое применение в качестве пассажирского, транспортного, разведывательного, поисково-спасательного и противолодочного средства. Лодка стала настоящей боевой труженицей, сумевшей повоевать на пяти океанах. Она стала знаменита не только в армии США и Великобритании, но так же и в СССР, куда поставлялась по договору ленд-лиза. В дальнейшем многие ее характеристики легли в основу уже советских летательных аппаратов. Об интересной истории создания, характеристиках и применении этой удивительной лодки расскажем в этой статье.
Сегодня вряд ли кому-то захочется оспаривать мнение, что “Каталина” стала одним из самых успешных типов летательных аппаратов когда-либо выпускавшихся. Ее производство не прекращалось в течение десяти лет и стало самым объемным в строительстве гидросамолетов. Однако началось все с того, что ее как таковой могло и не быть.
История создания
В 1932 году военно-морское ведомство Соединенных Штатов Америки решило разместить заказ на создание патрульного самолета. Ознакомившись с характеристиками, за создание машины взялись две фирмы ‒ “Дуглас” и “Консолидейтед”. Компании успешно справились с поставленной задачей, удовлетворив все требования военного флота. Оба аппарата удачно прошли испытания, и оставалось решить, кому из них начать производство. Основным фактором, повлиявшим на выбор, стала цена. Консолидейтед запросила на 20 тыс. долларов меньше, чем фирма-конкурент. В итоге компания заключила контракт, и его производство возглавил талантливый авиационный инженер Айзек Лэддон. На создание бомбардировщика конструктора вдохновил двухмоторный биплан S-37, созданный совместно с русским инженером Игорем Ивановичем Сикорским. Опыт сотрудничества стал настолько бесценным, что многие наработки легли в основу создания летающей лодки. При создании аппарату было присвоено обозначение ПБЮ (PBY), где П - обозначение патрульный; Б - обозначение бомбардировщик; Ю - индекс фирмы-производителя.
Название “Каталина” лодка получила вовсе не от американских военных, а от британских. В 1940 году ВМС Великобритании закупило достаточно большую партию машин. Названию дал остров-курорт, расположенный вблизи побережья Калифорнии. Это название также не противоречило принятой в Королевских ВВС системе наименований иностранных самолетов. Позже “Каталина” также была официально принята в классификацию США, которые внесли ее в реестр с уже присвоенным именем. ВМС Канады, куда также поставлялся этот гидросамолет, добавило к его обозначению дополнительную приставку CANSO. Еще позже модифицированный самолет 5 поколения получил малоизвестное прозвище “Номад” (кочевник).
Интересен и тот факт, что в Советский Союз три модели PBY попали еще в 1937 году до массовой поставки по договору ленд-лиза. В стране активно шло освоение Арктики и самолеты такого типа были необходимы. Летчику Сигизмунду Леваневскому, посетившему фирму, удалось договориться о поставке. На основание купленной лицензии начался выпуск отечественного гидротранспортного самолета – ГСТ. Хотя выпускался аппарат по оригинальным чертежам, отличие от американского все же было. На американские лодки ставились более мощные двигатели и пилотажно-навигационное оборудование. Конечно со временем ситуация исправилась и о том какие сейчас в нашей стране выпускаются самолеты амфибии можно узнать в статье “Одномоторный самолет-амфибия Borey”.
За всю историю существования “Каталины” было выпущено более чем 3300 экземпляров и модификаций. Официально производство “Каталины” было прекращено в 1957 году. Однако некоторые из них до сих пор остаются на службе в авиации.
Конструкция и летно-технические характеристики
Первый сконструированный гидросамолет фирмой “Консолидейтед” представлял собой моноплан с крылом. Оно поднималось над фюзеляжем-лодкой на объемном пилоне и подкреплялся парными подкосами. Шпангоуты делили фюзеляж на пять частей, каждая из которых представляла изолированный водонепроницаемый отсек. Места в носу конструкции предназначались для стрелка и пилота. Следующие занимали радист и штурман. Внутри пилона было оборудовано место для бортинженера. Также на борту имелся камбуз и койки, предназначенные для отдыха экипажа при длительных перелетах или патрулировании. На передней кромке крыла устанавливались двигатели с тянущими винтами. Хвостовая часть предназначалась для наблюдателей-бортстрелков. Для вооружения предназначались 3 пулеметные установки, располагавшиеся в носовой части и в бортовых люках за крылом. На подкрыльевых узлах крепились бомбы или торпеды. Поплавки были сделаны убирающимися. Вся конструкция была выполнена из цельного металлического куска. Обшивка от передней кромки до заднего лонжерона и силовой набор крыла была из алюминиевых сплавов. Киль и стабилизатор горизонтального оперения обшивались металлом. Задняя часть крыла, элероны, руль высоты и руль направления были обтянуты полотном. На всех рулевых поверхностях находились триммеры. В разное время на “Каталины” крепились моторы воздушного охлаждения разных марок. Так, RBY-5 были оснащены форсированными моторами “Пратт Уитни” R-1830-92, позволяющими развивать мощность 1200 лошадиных сил при взлете. В зависимости от боевых задач аппараты постепенно переоборудовали. Устанавливалась дополнительная бронезащита мест экипажа. В состав бортового оборудования стали устанавливать систему опознавания “свой-чужой”, более мощные радарные установки, топливные баки усиливались дополнительной защитой.
Если говорить о летно-технических характеристиках, то первые модели “Каталины” имели следующие характеристики:
- размах крыла составлял 31,7 метров;
- длина 19,47 метров;
- максимальная скорость на высоте 2135 метров достигала 288 м/час;
- крейсерная скорость 201 км/час;
- максимальная высота для подъема 4480 метров;
- взлетный вес составлял 16 тонн;
- два радиальных установленных двигателя марки Пратт и Уитни R1830-92 воздушного охлаждения;
- время виража составляло 28 секунд;
- экипаж мог вмещать от 5 до 7 человек;
- в вооружение входили 5 пулеметов калибра 7,62 и 12,7 мм;
- бомбовая нагрузка могла доходить до 1814 кг.
Данные характеристики может и недостаточно впечатляющие, но речь идет, прежде всего, о характеристиках летающей лодки. На момент создания они были очень выдающимися и во многом новаторскими. Машина была способна взлетать и садиться даже при сильном ветре или волнении на море. Могла без проблем зависать в районе патрулирования до двадцати часов. Обладала значительной грузоподъемностью. Безусловно, в дальнейшем многие характеристики изменились и улучшились.
Боевое применение
После принятия в эксплуатацию и практически до начала военных действий использование “Каталин” носило относительно мирный характер: боевые тренировки, патрулирование прибрежных вод, перелеты на дальние расстояния, тактические учения. Но уже первые атаки, совершенные на Перл-Харбор в 1941 году, быстро перевели машины в боевую готовность. К сожалению, первые самолеты были весьма уязвимы, что позволяло им становиться легкой добычей для японских асов и в начале войны потери машин были весьма значимые. Конструкторам приходилось в срочном порядке модифицировать и усовершенствовать модели самолетов, чтобы они могли выполнять свое боевое назначение. Через некоторое время все модели PBY смогли уже нести стандартные торпеды, а установленный за ветровым стеклом прицел, позволял вести точечный сброс. Наибольшую пользу гидросамолеты приносили во время тактики ведения ночного боя. Аппараты осуществляли поиск и нанесение ударов в ночное время. Эта тактика активно применялась с середины 1942 года и практически до конца войны на юге и юго-западе Тихого океана.
Особо удачными были рейды, выполняемые патрульными эскадрильями, в районе Соломоновых островов Тихого океана. Эскадрильи получили название “Черные кошки” по цвету, в который были окрашены “Каталины”.
По мере перемещения боевых действий на запад и открытия второго фронта, гидросамолеты следовали вслед за армией. Их мобильность позволяла базироваться как на берегах, так и разворачивать гидробазы на воде. Это позволяло активно задействовать их в разведывательной деятельности. Таким образом, за годы войны этим самолетам удалось провести боевые операции почти на всех фронтах Второй Мировой Войны.
Так же машины принимали активное участие в поисково-спасательных работах. Многие летчики могут быть благодарны им за спасение с плотов и потерпевших крушения самолетов и кораблей.
В 1944 году, после официального вступления США в войну, начались поставки аппаратов в СССР. Вместе с советским гидросамолетом ГСТ они осуществляли разведывательную и патрульную деятельность, участвовали в десантировании войск, уничтожали подводные лодки. В частности охраняли от фашистских субмарин конвои с поставками. После войны многие гидросамолеты были разоружены и переданы в состав Аэрофлота и полярной авиации, где продолжали нести службу, осуществляя грузопассажирские перевозки и аэрофотосъемку.
В послевоенное время производство “Каталины”, самолета амфибии, не знавшей себе равных долгое время, было практически завершено. С оставшихся снимали вооружение и тяжелые двигатели, что делало их пригодными для нужд уже гражданской авиации.
Легендарная “Каталина” подтвердила, что она настолько уникальна, что, даже перестав выполнять боевые задачи, смогла еще долгое время служить людям в мирное время и дать старт для создания новых моделей самолетов.