Самый массовый бронетранспортер в истории – М113
Военная промышленность во всем мире активно процветает: страны борются за титул «лучшей военной подготовки», ежегодно придумываются и производятся новое оружие и техника, а солдаты в каждой стране мира тренируются каждый день, чтобы обойти соперников. Ты только посмотри, какая борьба! Но ничто так не греет душу, как чувство гордости за свою страну. Ведь в каждой стране есть что-то, чем ее народ гордится. В России это автомат Калашникова, а в США – бронетранспортер М113, о котором и пойдет речь.
Конструкционные способности бронетранспортера М113 были «рывком» в военном машиностроении после Второй Мировой войны. И на сегодняшний день этот транспорт до сих пор производится и используется в армии США. Это не значит, что Соединенных Штатах не придумали ничего лучше, просто его конструкция и употребление не устарели и являются эффективными наравне с современными разработками. Данный бронетранспортер известен во всем мире и считается самым массовым в истории.
Что же послужило его созданию и распространению?
История создания
В годы Второй Мировой действующими бронетранспортерами армии США были М2 и М3, однако на поле сражений они доказали свою непригодность: не обладали достаточной защищенностью и изворотливостью на пересеченной территории. Требовалось создать другую конструкцию, которая удовлетворяла запросам армии. С осени 1944 года началась разработка бронетранспортера на гусеничном шасси, но поиски оптимального варианта затянулись 10 лет. После Второй Мировой вышли М44 и М75, но они не вмещали в себя определенное количество солдат, а их создание было очень затратным. Их было изготовлено ограниченное количество, а потом проект заморозили.
В 1954 году армией были выданы задания по разработке двух бронетранспортеров: тяжелого, необходимого в перевозе солдат, и легкого, способного употребляться в качестве базы установки противотанкового вооружения и разведки, а еще обе машины должны были уметь плавать. Наброски примерной конструкции были готовы через шесть месяцев, был доработан проект новой версии. Один из наиболее понравившихся вариантов получил имя Т113. В 1956 году был выпущен протокол на серийное производство данных бронетранспортеров. Его корпус со стального был заменен на алюминиевый.
Несмотря на высокую эффективность данной технологии, проект был отправлен на доработку. Двигатель Т113 перегревался и бронетранспортер не развивал нужной мощности. Также гусеницы оказались ненадежными. По итогам испытаний к концу 1957 года требования к бронетранспортеру были пересмотрены. Снова потребовалось усилить броню, что опять повлекло за собой создание «легкой» и «тяжелой» машин.
Произведенные бронетранспортеры получили наименования Т113Е1 и Т113Е2, а их прототипы изготовили к концу того де года. Они отличались только толщиной бронирования. При дальнейших испытаниях, комиссия заключила, что Т113Е2 может справиться с двумя ролями, если уменьшить его вес. Проект приняли, и теперь он получил маркировку М113.
Ты только подумай, какой долгий путь прошла эта технология только для того, чтобы ее приняли! И это не говоря уже о производстве и употреблении. Теперь американский М113 есть почти во всех странах мира: это самый продаваемый бронетранспортер, хотя больше 70 лет назад о таких технологиях можно было только мечтать. Сам факт того, что некоторые части конструкции не изменялись с момента ее выпуска, говорит о ее невероятной уникальности.
Конструкция бронетранспортера М113
А сейчас рассмотрим самые важные части данной техники.
Броня и вооружение
Броневой корпус М113 выполнен по большей части из алюминия с примесями марганца и магния. Он представляет собой коробчатую конструкцию. Стекла расположены под определенным углом, чтобы было удобно маневрировать, а пули их не пробивали. Экипаж состоит из водителя-механика и командира, не считая которых можно перевозить еще 11 человек.
Моторно-трансмиссионное отделение ограждено от кабины перевозки: в нем сидят командир с водителем. В их распоряжении сиденья, которые могут подниматься и через люк, расположенный наверху, открывать обзор на 360 градусов. Десять солдат-десантников располагаются на сиденьях напротив друг друга, а последний сидит на отдельно от остальных.
Чтобы сесть внутрь, командиром и водителем используются округлые люки, расположенные на крыше. Посадка десанта происходит через откидывающуюся вниз дверь. Это позволяет десанту быстро покинуть бронетранспортер при экстренной ситуации. Также имеется своеобразная система вентиляции, выводящая затхлый воздух, и небольшие лючки для десантов. Поскольку М113 в ранних вариантах были водоходными, все люки корпуса имеют резиновое покрытие.
Вооружение состоит из 1 пулемета М2НВ. Пулемет находится в командирской башенке в туреальной установке, благодаря которой он обладает обстрелом на 360 градусов. Боекомплект состоит из лент по 100 патронов в каждой.
Ходовая часть
С самого начала производства М113 его ходовая часть не подвергалась изменениям. С каждой стороны ходовая часть состоит из пяти двойных катков, предварительно обрезиненных, двойного ленивца, также покрытого резиной, и двойного ведущего колеса. Гусеницы М113 сделаны из стали, со съемными резиновыми подушками для передвижения по асфальту, гусеницы также используются как водоходный двигатель, потому что на воде он передвигается за счет перемотки этих самых гусениц.
Средства связи и наблюдения
Смотровые приборы также не изменялись на протяжении всего выпуска. Водитель и командир в небоевых условиях могли осматривать местность через свои люки. В условиях сражения у водителя-механика для слежения предназначено четыре следящих аппарата М17, которые были прикреплены вокруг его люка. В ночное время на крыше люка был расположен прибор ночного видения. В свою очередь командир обеспечивается пятью приборами слежения, обеспечивающих безграничный обзор. Солдаты никакого обзора не имели.
Для связи на борту устанавливалась рация или радиостанция. Обычно средство связи устанавливалось в связи с необходимостью в быстрой передаче информации. Для связи между бронетранспортерами на борту М113 было встроено танковое переговорное устройство.
Технические характеристики
М113 имеет длину 4,98 и ширину 2,70 метра, в высоту - 2,5 метра. Вес 9,89 тонн и дополнительно он может перевозить 9 тонн. На шоссе бронетранспортер может развить скорость до 63 километров в час. В воде максимальная скорость – 5,6 км/ч. М113 имеет запас хода по дороге почти 325 километров. Он может преодолевать стенку в 0,6 метров, ров – 1, 67 метров, брод может спокойно переплыть, преодолеваемый градус подъема – 30.
В 1960-х годах, когда данный бронетранспортер только вышел, он почти сразу обрел популярность из-за своих технических характеристик. Машиностроение во многих странах на тот момент не достигло должного развития, чтобы конкурировать с М113, а во многих странах машины подобного стандарта даже не производили. Именно поэтому американский вариант очень быстро обрел популярность.
Основные модификации
Так как М113 имел новую для того времени технологию производства, отталкиваясь от чертежей конструкции, стали производиться другие транспортные средства:
- М113 «Зелда» - Версия Израиля, выполненная с учетом климата. Здесь есть крепления для пулемета 11,6-мм и четырех пулеметов 7,75-мм. Помимо этого, в комплект «Зелды два» входит комплекс динамичной защиты «Тога»;
- М113 «NAMAN» - версия Израиля, вышедшая позднее «Зелды». Кроме комплекта «Тога» на БТР установлены дымовые гранатометы и башня, открытая сверху;
- М113 с комплексом обороны L-VA S – еще одна израильская модификация, созданная IMI Slavin. Испытания бронетранспортера не попали в СМИ, известно лишь, что в данный момент технология находится на стадии доработки;
- кампания «Текникс девенс» в 2009 году начала запуск модернизации М113, которые стояли на вооружении армии Австралии. На бронетранспортеры была установлена навигация вида GPS, дополнительная броня и противокумулятивные экраны. В итоге 21 одна машина достигла уровня М113А С3, а еще 300 машин уровня М113А С4;
- в 2000 году кампания «Юнайтед девенс» создала программу переоборудования М113 в более легкий вариант для вооружения Новой Зеландии. На пробный вариант приделали башню 25-мм с пушкой М242 и пулеметом 7,75-мм, двигатель на дизеле и видоизмененную броню. В итоге вес технологии вырос на 18 тонн.
Боевое применение
Самым ярким примером боевого применения может послужить Вьетнамская война. В 1961 году США были вовлечены в нее, и было принято решение обеспечить Южный Вьетнам (у которого в наличии была только техника довоенных времен) более современным оборудованием. Весной туда уже переправлены 32 единицы М113. Это позволило укомплектовать их в 2 роты морпехоты. В 1962 году они принимали участие в перестрелках рядом Дельтой, которые несли фронтовой характер. М113 продемонстрировал невероятную изворотливость, в момент, когда нужно было идти через малопроходные рисовые поля. В сражении бронетранспортер так же эффективно вел боевые действия.
Бронетранспортеры рассматривались только в качестве средства переброски солдат на поле сражения, где далее они шли пешком. Такое использование машин во Вьетнаме стало невозможным. Рота резко теряла ловкость, солдаты не могли вовремя среагировать. Именно поэтому стандартной тактикой стало ведение боя не спешившись, когда командир из люка и пулемета занимался поражением удаленных и танкоопасных целей. Солдаты же в свою очередь стреляли из своего личного оружия.
Первый удачный бой позволил направить дополнительные единицы в Южный Вьетнам, а начиная с 1965 года, туда начали стекаться американские войска. Морпехота располагала больше всего бронетранспортеров, но другой модели. Армия могла провезти для себя только один эскадрон М113, поэтому на их использование были наложены многочисленные правила.
Помимо США и Южного Вьетнама М113 также использовались армиями Австралии и Новой Зеландии, которые были их союзниками. Австралийские войска в основном вели сражения в прибрежных зонах, но в их распоряжении были также полевые версии М113. Данный вид транспорта использовался в меньшем объеме армиями Таиланда, Южной Кореи и Филиппин, но последние использовали их только для патрулирования.
Самое масштабное сражение с участием М113 произошел у Лох Нинха в 1972 году. На выручку осажденному городку были направлены несколько БТР М113. Когда до города оставалось каких-то шесть километров, они нарвались на засаду. Практически все машины были уничтожены северо вьетнамскими танками. Потери составили 32 БТР М133. Они стали последними гусеничными машинами, уничтоженными во время войны.
Всего для войск Южного Вьетнама из Соединенных Штатов было доставлено около 10 000 единиц бронетранспортеров М113, но все они были подорваны или захвачены. Уже после войны сотни трофейных машин встали на защиту этого государства. Потери М113 в армии Соединенных Штатов неизвестны.
Развитие стран отражается на тех вещах, которые они производят. В данном случае, военная мощь США определяется объемом производства М113. Эта технология используется более 60 лет! Конечно, она медленно вытесняется более современным оборудованием, но все еще используется в армии. Не каждая страна может похвастаться такими конструкциями. Многие страны со слабо развитой оборонной мощью до сих пор закупают эти машины для пользования. Как-никак, эта машина считается самым массовым бронетранспортером, ведь за все время его существования было изготовлено примерно 85 000 единиц этой техники.
Конструкционные особенности бронетранспортера М113 поражают до сих пор. В сравнении с современным оборудованием М113 достаточно бюджетный вариант для некоторых стран, но в то же время довольно эффективный в своем действии. Модель этого бронетранспортера, включая различные ее модернизации, присутствует более чем в 30 странах в разном количестве. Это говорит о том, что спустя 60 лет с начала своего использования М113 не потерял своей популярности. Теперь ты знаешь немного больше о военных разработках в нашем мире и знаешь, что военная техника это намного интереснее, чем кажется.