Самый фантастический музыкальный инструмент — Терменвокс
Когда речь заходит о музыкальных инструментах, большинство людей представят себе пианино, гитару или скрипку. Есть и редкие музыкальные инструменты, о которых знают немногие. Из этой статьи ты узнаешь про один из самых необычных и загадочных инструментов — терменвокс. Он настолько удивительный, что при виде него возникают мысли о магии, а не о музыке.
Мы расскажем, как работает терменвокс, что в нем особенного, кто и когда его изобрел. Самое интересное, что музыкант не касается его руками, а извлекает звук бесконтактно. Это возможно благодаря законам физики. И даже если увидеть, что терменвокс включен в розетку, все равно будет сложно избавиться от ощущения, что видел настоящее волшебство в реальном мире. Играть на нем могут лишь единицы людей, для этого необходим идеальный музыкальный слух.
Сегодня поговорим об удивительном бесконтактном инструменте-Терменвокс, чудо-изобретении прошлого века. Первый электромузыкальный инструмент в мире, предназначенный для исполнения любых произведений музыки (джазовых, эстрадных и классической), на котором играл сам Владимир Ильич Ленин. В этом материале ты узнаешь почему слушатели называли игру на музыкальном инструменте “звуком из воздуха” и откуда появилось название Терменвокс. Кому принадлежит честь называться творцом электронной музыки. Давай узнаем как же работает этот фантастический инструмент и где его используют. Несмотря на грубое название,сможешь ли ты представить себе насколько чувствителен инструмент? Музыкант играющий на данном аккомпанементе похож на волшебника, который размахивает руками.
История появления
Все началась сто лет назад, а именно в Петрограде двадцатого века, с 20-е годы. Создателем стал наш соотечественник Лев Сергеевичем Терменов. Он был известным инженером, но помимо науки увлекался музыкой. Это удивительное название Терменвокс, инструмент получил от своего творца, иными словами “отца-создателя”. Деятель был родом из дворян, корни шли от немецкой и французской знати. После первой мировой он был приглашен для работы в центр Абрама Иоффе, был нужен специалист для исследования электрических свойств газа. С помощью таких экспериментов в дальнейшем был создан первый в мире электромузыкальный инструмент. Изучая свойства газа, исследователь обнаружил, что оборудование чутко реагирует на движения его рук, чувствует тепло находящихся рядом объектов, их движения. В ходе своей деятельности у Термена зародилась мысль, что у него получится соединить два разных генератора. Таким образом у создателя появилось свое “детище”, первый электромузыкальный инструмент,который прославил его на весь мир.
Принцип работы Терменвокса
Ты удивишься узнав, как он работает, ведь этот инструмент не имеет ни клавиш, ни струн, присутствуют только две антенны. Его не зря частенько характеризуют, как самое фантастическое устройство для извлечения звука. Еще называют волшебным, и это оправданно. Владеющий им музыкант выглядит так, будто он владеет не музыкой, а магией. Только представь, что музыкант словно волшебник, благодаря взмаху рук дает начало музыке. Водя руками около антенн, не прикасаясь к ним, меняет частоту и громкость инструмента, именно благодаря этим движениям появляется музыка. С помощью электрических импульсов звучание и интонации музыки, ноты получаются тонкими и чувственными. Свое создание разработчик впервые представил на VIII Всероссийском электротехническом съезде в 1921 г.
Технические особенности
Это был первый случай, когда звук извлекали именно таким образом, поэтому инструмент не получилось отнести к существующим классам: ударным, духовным или струнным.Принцип работы терменвокса базируется на том, что звук представляет собой колебания воздушных потоков, создаваемые электромагнитными полями. Берем два генератора и к каждому присоединяем антеннку. К одному вертикальную, она отвечает за тон звука, к другому горизонтальную (подковообразную), которая ответственна за громкость. Генераторы вырабатывают электрические колебания высокой частоты, которые повышаются или понижаются движением рук возле антенн. Сигналы с обоих генераторов сливаются в единое целое и вырабатывается звук. Исполнение на инструменте заключается в перемещении рук, одной или обеих, вблизи антенн. Для получения плавной частоты звука, ладонь можно держать неподвижной, а пальцами рук проводить все манипуляции.
Но есть один минус изобретения, из-за отсутствия клавиш исполнителю требуется обладать практически абсолютным слухом и хорошей тренировкой. Только полагаясь на свой слух, музыкант может фиксировать положение рук относительно инструмента. Из-за тонкой грани между нот, на терменвоксе можно исполнять не только музыкальные произведения, но и создавать различные звуковые эффекты, такие как свист, пение птиц и другие.
Какие бывают?
На сегодняшний день создано множество видов данного инструмента, которые различаются конструктивно, выпускаются серийно и эксклюзивно. Но так же продолжают делать и классические терменвоксы, стараясь не отходить от конструкций созданных Львом Терменом. Современные терменвоксы берут за основу транзисторные осцилляторы. Но кое-что осталось неизменным: генератор звуков так же чувствителен к колебаниям в пространстве между антеннами, которые создают магнитное поле. Несмотря на то, что до сих пор терменвокс включается в розетку, кажется что он производит что-то потустороннее, магическое, пришедшее к нам из другого мира. Термен создал несколько моделей инструмента, но классическая получила широкое распространение во всем мире. Изобретение открывала огромные перспективы своему создателю. Л.С.Термен благодаря фантастическому изобретению, стал очень популярным человеком, давал концерты во многих странах, студию Термена посещали многие известные люди. Внук Льва Сергеевича, Петр, в настоящие время активно занимается популяризацией инструмента. Так же Петр проводит обучения игры на терменвоксе и выступает с концертами по всему миру.
Где послушать
Звучание инструмента используется во многих направлениях, на концертах, в фильмах и даже в некоторых современных рабочих станциях. Услышать, как работает терменвокс, можно в поп-музыке и рок-музыке. Он часто используется в музыкальных театрах и студиях звука. В 1931 году инструмент уже повсеместно использовали в кинематографе. Начало работы было в СССР, а затем и в Голливуде для озвучивания “сверхъестественных” явлений. Слушатели Терменвокса, называли инструмент “музыкой сфер”, “музыкой воздуха”, “небесным инструментом”. Терменвокс в качестве как мелодического, так и шумового инструмента использовали представители неоклассицизма и академического авангарда. Среди них Богуслав Мартину, Джозеф Шиллингер, Мориц Эггерт, Перси Грейнджер, Анис Фулейхан, Фазыл Сай, Эндрю Норман, Кристофер Ахо и Режис Кампо. Эдгар Варез также писал музыку для терменвокса. Терменвокс,обладая такой впечатляющей биографией, своим звучанием привнес в нашу жизнь долю тайны и загадки, хотя многие люди даже и не подозревают об этом.