С чего начинался подводный флот России?
Первая подводная лодка в России была создана еще при Петре I. Конструктором стал Никонов Ефим Прокопьевич. В 1718 году он подал императору челобитную, в которой обещал создать абсолютно новое судно. Он утверждал, что создаст такую лодку, которая будет десятками разбивать вражеские корабли. Император дал согласие, но велел делать все в тайне. Спустя два года был создан прототип, еще через пару лет — полноразмерное судно. Так начиналась история нашего подводного флота. Из этого материала ты узнаешь о первой русской подводной лодке и о тех судах, что появились после нее.
Описание первой подводной лодки выглядит примитивно на фоне современных моделей, но это история, без которой не было бы ничего последующего. Она была первой не только в России, но и во всем мире.
Конструкция лодки Никонова
Судно было деревянным, шести метров длиной и около пары метров в ширину. Снаружи корпус был обшит жестью. Чтобы обеспечить погружение, конструктор разработал особую систему. Она состояла из оловянных пластинок с огромным количеством отверстий. Система располагалась в области днища. При подъеме с глубины накопившаяся вода стекала в цистерну через отверстия в олове, а затем откачивалась поршнями и уходила за борт.
Изначально Никонов планировал, что на судне будет оружие, но затем занял место шлюзовой камерой. Через этот шлюз водолаз в специальном костюме мог покинуть лодку, находящуюся под водой. Предполагалось, что этот водолаз сможет разрушать вражеские корабли снизу.
Лодка вмещала экипаж из четырех человек, двигалась на двух парах весел. Оружие на борту все-таки было, это простенькие огнеметы, которые тогда называли огненными трубами. Помпа тоже была ручной. Судну дали название “Морель”, и оно было готово к испытаниям.
Испытания судна
На первых испытания присутствовал лично Петр I, они состоялись в 1724 году, но прошли неудачно. Дно конструкции сильно ударилось о грунт и проломилось. Император постановил, что корпус должен быть усилен обручами из железа. Он не рассердился, напротив, приободрил создателя, а также предупредил чиновников, чтобы Никонова ни в чем не обвиняли. Первый провал царь назвал “конфузом”, он был настроен на дальнейшую работу, так как осознавал перспективность начинания.
В следующем году подлодку опять спустили на воду, но она не смогла погрузиться из-за открывшейся течи. Третье испытание произошло уже спустя два года, в 1727 году. Вскоре Петра I не стало, в связи с чем конструктор попал в немилость. В 1728 году его разжаловали до рядового плотника, а затем вовсе сослали в Астраханскую область.
Современные кораблестроители оценивают, что несмотря на неудачи лодка Никонова стала прототипом современной подлодки. Это было непросто, но конструктор все-таки доказал, что подводное плавание — это возможно. Теория была доказана еще на стадии создания модели, которая дважды успешно погрузилась в Неву и всплыла.
Что касается “Морель”, ее назвали “Потаенным судном” и какой-то период хранили на Галерном Дворе. Без ухода лодка разрушилась, поэтому сейчас мы уже не можем посмотреть на нее. Но мы можем увидеть камень с памятной доской в том месте, где в 1721 проходили первые испытания. Там же стоит макет судна, не очень реалистичный, но красивый. Цена первой ПЛ — жизнь конструктора Никонова Ефима Прокопьевича.
Следующие модели
Очередная подводная лодка появилась только спустя 110 лет после тех событий. Ее создавал Карл Шильдер, генерал-адъютант.
Лодка Шильдера
В 1834 году была предпринята очередная попытка. Разработки проходили на Александровском литейном заводе. Конструктор создал судно примерно с такими же габаритами, но большим ресурсом водоизмещения — около 16 тонн. Корпус был металлическим, на нем размещались две высокие башни и иллюминаторы. В носовую башню была встроена труба для наблюдения, которая стала прототипом современного перископа. Через вторую башню проходила вентиляция.
В движение конструкцию приводили две пары гребков, для работы на них требовалось задействовать четырех человек. Гребки были похожи на лапы утки или другой плавающей птицы. При движении вперед они складывались, при обратном ходе — расправлялись. Чтобы привести механизм в движение, требовалось раскачивать рукоять на борту. Привод был устроен таким образом, что управляющие им могли менять угол загребания воды, то есть задавать не только движение вперед и назад, но и руководить погружением-всплытием.
Создатель предполагал, что конструкция сможет достигать скорости 2,15 км в час при движении в толще воды. Но испытания опровергли теорию, реальная скорость оказалась в три с лишним раза ниже, так как КПД гребков было невысоким. На борту присутствовало оружие — электромина, простейшие ракетные установки, по две трехтрубных на каждом борту. Они могли стрелять одновременно.
Испытания проходили в 1834 году в присутствии Николая I. Судно с экипажем в составе восьми человек погрузилось под воду, маневрировало и останавливалось на глубине. Испытали и оружие, этим процессом командовал сам Шильдер. Были запущены зажигательные ракеты на четыре дюйма, они достигли тренировочных целей — парусных судов, стоящих на якорях. Испытания прошли успешно, они показали, что работа была проведена не зря. Удалось показать прочность конструкций, способность к погружению и возвращению на поверхность. Но до применения в реальных условиях все равно было еще далеко. Эта ПЛ была очень медленной, не способной к быстрым маневрам, к тому же она позволяла использовать не самое надежное оружие.
Морской черт
Оригинальное название — Зеетойфель, разработчиком стал конструктор Вильгельм Бауэр из Германии. Заказчиком был князь Константин Николаевич, он заказал такой проект у немца в 1855 году. Работы проходили в Санкт-Петербурге. Для создания корпуса использовали 15-ти миллиметровые листы железа, соединенные между собой более толстыми железными элементами. В области носа была расположена водолазная камера с шлюзовой перегородкой. Чтобы водолаз мог покинуть лодку, эту камеру заполняли водой, а когда он возвращался — воздухом.
Инженер планировал дос
тигнуть скорости семи узлов, но и этим намерениям не суждено было сбыться. На испытаниях реальная скорость не превысила одного узла. Потенциал к ускорению действительно был, но матросы, вращавшие колеса, быстро уставали. Чтобы погрузиться, происходило закачивание воды в четыре цистерны. Три большие цистерны наполнялись доверху, четвертая была размером поменьше, она выполняла функцию регулировки. Именно четвертая цистерна удерживала судно на необходимой глубине. Чтобы откачать воду и поднять лодку, использовали насосы с ручным управлением.
В свое первое плавание Морской черт отправился в 1856 году. У него на борту были десять моряков-подводников и сам создатель. Оно продолжалось четыре месяца, за данный период произошло 133 погружения и подъема. Но на 134 погружении произошла авария, и лодка села дном на грунт.
Лодка Александровского
Очередное изобретение появилось в 1866 году, его создал Александровский Иван Федорович, российский инженер. Это была первая подлодка, оснащенная механическим приводом. Конструкция была более мощной, чем у предшественниц. Толщина обшивки составляла около сантиметра, водоизмещение — более 350 тонн. Конструкция предполагала наличие рубки с иллюминатором, по паре винтов и пневматических машин, несколько рулей для управления — вертикальный и кормовые, последние были горизонтальными.
Это первая модель, в которой для продувания основной балластной цистерны использовался сжатый воздух. Также имелась энергетическая установка, она обеспечивала и наводный, и подводный ход. Установка состояла из двух двигателей мощностью в 117 лошадиных сил. Каждый двигатель посредством привода управлял отдельным винтом. Для хранения сжатого воздуха использовалось 200 баллонов, по подсчетам конструктора этого должно было хватать на три часа плавания.
Чтобы погружение было более медленным, конструкции придали инновационную форму. В поперечном сечении лодка была похожа на треугольник с выпуклыми сторонами, обращенный вершиной вверх. Из новых изобретений на борту присутствовал магнитный компас. Чтобы данная система навигации не сбивалась из-за окружающего железа, носовая часть, где располагался компас, была выполнена из красной меди.
Из оружия присутствовали два соединенных троса плавучих мин. Предполагалось, что при всплытии ПЛ будет захватывать минами киль вражеского корабля. Для осуществления взрыва от гальванической батареи проходил ток, это происходило после того, как судно отходило на безопасное расстояние.
Лодки Джевецкого
Следующим значимым именем в истории отечественного подводного судоходства стал Джевецкий Степан Карлович. Он создал несколько аппаратов в период с 1878 до 1881 года. Первое судно он создал на собственные средства. Его длина составляла всего пять метров, в движение приходило за счет винта, управляемого ножным приводом. Это похоже на велосипедный привод. Из нововведений присутствовали два круглых отверстия в башне с иллюминатором, к ним крепились резиновые рукава. При помощи таких перчаток можно было прикреплять мины к кораблям. Подрыв мин тоже осуществлялся посредством электропривода.
Вторая модель появилась в 1879, у нее было два гребных винта — спереди и сзади. Они были поворотными, и поэтому могли работать, как рули. На испытаниях этого устройства был Александр III, из шлюпки он наблюдал за всеми маневрами под водой. Третий вариант проекта не сильно отличался от второго, по нему было создано 50 подлодок. Они были рассчитаны на экипаж из четырех человек. Винт в области кормы управлялся ножным приводом с педалями. Провести под водой такие суда могли до пятидесяти часов.
Такими были первые подводные лодки в России, это самое начало истории современного подводного флота. Именно эти события позволили дорасти до современных разработок. Познакомиться с одной из них ты можешь в статье “В России появилась новая подлодка”.