Принцип работы зеркального фотоаппарата
У большинства современных цифровых фотоаппаратов приблизительно одинаковая конструкция. Поэтому понять принцип работы зеркального фотоаппарата не составит труда. Благодаря этому будет гораздо проще определится с покупкой, а для некоторых знание того, как работает та или иная вещь, всерьез упрощает использование.
Чтобы сделать качественное фото, прежде всего у фотоаппарата должна быть хорошая и мощная камера. В большинстве современных моделей в комплекте идут сразу несколько объективов с целой кучей дополнительных функций, которые позволяют играть с качеством и режимами съемки. Но перед тем, как оценивать дополнительный функционал, очень важно разобраться и понять основную механику работы зеркального фотоаппарата.
Какие функции самые важные? Что обеспечивает четкость фото? Какой фотоаппарат лучше всего подойдет для новичка? На что нужно ориентироваться и обращать внимание в первую очередь? Именно этими вопросами нужно задаваться, выбирая подходящую модель для съемки.
Зеркальные фотоаппараты имеют множество отличий от обычных цифровых камер и низкокачественных «мыльниц», снимки которых получаются максимально зернистыми. Для зеркальных фотоаппаратов нужен определенный подход и навык съемки живьем. А для правильной настройки перед началом работы, нужно понимать, как этот фотоаппарат работает. Интересные элементы есть даже в конструкции, ведь даже матрица зеркальных фотоаппаратов больше, чем у цифровых устройств. Именно поэтому снимки обычно получаются без лишнего «шума». Для того чтобы оценить достоинства зеркальных фотоаппаратов, стоит разобраться в их конструкционных особенностях максимально подробно.
Принцип работы фотоаппаратов
Основные детали схемы работы у разных устройств в чем-то между собой даже похожи. Нажатие кнопки открывает затвор, свет отражается от объекта съемки и с помощью объектива попадает внутрь. Именно так формируется картинка на матрице — своеобразной внутренней пленке. После того, как фото готово, затвор закрывается обратно вплоть до следующего раза. У разных моделей качество снимков отличается как раз из-за того, что могут отличаться некоторые детали этого процесса. Да и качество матрицы или объектива — тоже немаловажный фактор. Но сейчас снимок формируется буквально за доли секунды, от фотографа требуются только знания и умения его сделать правильно.
Как только взамен пленочным фотоаппаратам стали использовать цифровые, сам процесс тоже стал на голову технологичнее и выше. Световой поток теперь быстрее передается с помощью электрического сигнала, который поступает на так называемое «запоминающее» устройство. И в отличие от старых фотоаппаратов, изображение сразу можно посмотреть даже с других устройств. Возможности редактирования и печати также существенно расширились.
Основные элементы цифрового фотоаппарата
Такие фотоаппараты — почти совершенство по своей конструкции. И очень хороший пример для того, чтобы наглядно увидеть, из каких элементов состоит само устройство. Большинство из этих деталей можно назвать общими или даже основными для всех зеркальных фотоаппаратов:
- матрица;
- затвор;
- объектив;
- диафрагма;
- видоискатель;
- зеркала;
- корпус;
- пентапризма.
Именно все эти части задействуются при получении хороших снимков. А грамотная работа фотографа может обеспечить настоящие шедевры. Внешняя память, мощность батареи, дисплей и множество разных функций для обработки и преобразования снимком — дополнительные, но значимые критерии, они обеспечивают работу устройства.
Объектив фотокамеры
Многие считают именно объектив наиболее значимым элементом, и отчасти это на самом деле так. Качественные линзы, заключенные в прочный корпус, прослужат гораздо дольше. Именно сквозь эти линзы и проходит основной поток света, который и создает изображение на матрице. Если упрощать, то чем лучше объектив — тем резче и четче получатся снимки. А если есть дополнительные электронные схемы, оптический стабилизатор и процессор для управления диафрагмой, то за такое устройство не жалко отдать немаленькую сумму денег: оно очень быстро себя оправдает. Есть несколько основных характеристик, по которым выбирают объектив.
- Фокус — метка расстояния от центра объектива до места, где расположена матрица, обрабатывающая цифровой поток. Поле зрения камеры и размер фото определяются именно этим параметром.
- Зум обеспечивает приближение удаленных объектов.
- Светосила — яркость объекта на фоне всего остального изображения в фокальной плоскости. Здесь же учитываются и возможности оптической системы устройства.
Объектив маркируется несколькими числами, первое из которых будет фокусом, а второе — та самая светосила. Стандартный тип оптики в этом случае подойдет для новичков. С такой камерой не сложно работать, и можно делать качественные любительские снимки, набираясь опыта. А в целом — чем больше светосила, тем дороже будет камера, так как этого зависит эффективность съемки. При достаточно высоком параметре даже детальная макросъемка получится качественной и не размытой.
Виды объективов
Обычные объективы называют «китовыми», и выглядят они достаточно монолитно вместе с телом камеры. Использовать их можно в любом виде съемки, но это скорее вариант новичка, чем профессионала. Модели с такими объективами будут недорогими и подойдут, чтобы набить руку и набраться опыта. После этого можно обратить внимание на широкоугольный объектив, но он потребует некоторых знаний и умений от фотографа. Стоить будет дороже, но идеально подойдет для съемки пейзажей и интерьеров. Кроме того, именно таким объективом чаще всего пользуются при съемке свадьбы.
Следующая ступень — «рыбий глаз». Если цель фотографа — съемка архитектуры и уличных видов спорта, то это просто идеальный вариант по всем параметрам. Профессиональны длиннофокусные объективы и макросъемка — мечта каждого, кто увлекается фотографией. Макрообъектив для съемки маленьких объектов вблизи с хорошей резкостью и высоким уровнем цветопередачи. С помощью такого объектива можно легко фотографировать даже насекомых. А длиннофокусные используются на телевидении и при съемке животных в дикой природе.
Крепление оптики
Для крепления используют крепежный узел, который называется байонет. Выглядит он очень просто: как гайка с прорезями или выступы на оправе. Иногда используют крупную резьбу с коротким ходом для более комфортных снимков. От байонета зависит диаметр камеры и рабочее расстояние фокуса. Рабочий отрезок фокуса объектива всегда совпадает, это придает камере универсальность: можно использовать оптику разных систем с помощью специального переходника.
Диафрагма и ее функции
Если бы световой поток попадал на матрицу хаотично, сформировать из этого хоть какое-то изображение было бы невозможно. Ключевым элементом на данном этапе процесса является именно диафрагма, размещена она как раз между линзами. Выглядит это как несколько стальных лепестков разной формы, накладываемых друг на друга. В зависимости от того, как именно сдвигаются эти лепестки, меняется размер изображения и регулируется сам световой поток.
Диафрагма также контролирует такой показатель, как резкость. Соответственно, чем она будет ниже, тем более резкими получатся кадры. Это возможность выделять объект и выполнять разного рода операторские приемы. Способность оптики воспроизводить объекты съемки вблизи без размытия также зависит от диафрагмы. С её помощью камера работает с разными вариантами светоосвещения и четкостью картинки в реальной жизни и на дисплее.
Обозначается диафрагма обычной буквой f с цифровым показателем диаметра объектива. Максимальным, например, на большинстве моделей сейчас считается 2,8. Но обычно все эти параметры стараются уравновешивать так, чтобы получить четкую картинку с отличной цветопередачей и разрешением.
Работа зеркал
Но до того, как очередь дойдет до диафрагмы, свет пройдет сквозь датчики и отразится от зеркала. Оно помогает мгновенно определить, находится ли объект в фокусе. После этого линза перемещается по необходимости, это тот самый авто фокусинг, которым очень удобно пользоваться. В дорогих современных моделях автоматической фокусировкой можно пользоваться даже в режиме живой съемки, что многократно повышает ее качество.
В цифровых камерах зеркала очень качественные и прочные, их можно даже увидеть, если снять ненадолго оптику.
После этой фазы свет попадает на так называемое матовое стекло. Профессиональные фотографы сразу видят необходимую резкость и поправляют фокусировку. Картинка становится объемной благодаря выпуклой линзе и обрабатывается уже на матрице.
Функции и разновидности затворов
Стоит нажать спуск, как сразу щелкает затвор. Это своеобразное связующее звено между матрицей и зеркалами, отражающими свет. Время открытия затвора профессиональные фотографы называют «выдержкой». Затвор может быть, как механическим, так и электронным. Механические по своей конструкции более простые и выглядят, как две непрозрачные шторки. Или одна шторка, если речь идет о более дешевой модели. Чем быстрее открываются эти шторки — тем быстрее можно получить снимок после спуска. И если у механических затворов есть предел, то электронные на их фоне выглядят более солидно.
Электронные затворы — целый отдельный механизм, который обрабатывает информацию специальной матрицей. Именно скорость обработки информации в данном случае и есть основная характеристика. Как ни странно, такой тип затворов дешевле механических, но при этом не лишен своих недостатков. Все чаще фотографы обращают внимание на так называемые комбинированные модели, где присутствуют оба типа затворов и применяются соответственно на дальней и короткой дистанции. Механический затвор, помимо всего прочего, служит неплохой защитой от пыли. И именно затворы лежат в основе процесса создания фотографии в принципе, без них бы точно ничего не вышло.
Пентапризма и видоискатель
Пройдя фокусировку, свет попадает в пентапризму из зеркал. Эти зеркала и передают изображение, выдавая картинку на видоискатель уже не в перевернутом виде, как она поступает изначально, а в обычном. Видоискатель необходим, чтобы оценить получившиеся кадры. И у него есть тоже свои характеристики:
- зона покрытия;
- размер;
- качество и количество стекол.
Аналогия весьма понятная, чем больше качественных стекол, тем лучше, но и стоить такая камера будет скорее всего немало. Кроме того, оптические, электронные и зеркальные видоискатели тоже между собой отличаются. Обычные, оптические, встречаются практически во всех моделях, и не подойдут для профессиональной съемки. Электронные уже включают в себя ЖК-экран и снимают более качественно, даже при засвете. Но аккумуляторная батарея при этом садится быстрее.
Самыми лучшими не зря считаются зеркальные видоискатели с крайне высокой контрастностью и четкими контурами. В конструкции таких видоискателей есть поворотное зеркало, которое и выдает качественную картинку. Есть модели и без видоискателей вообще, но съемка на такие устройства — задача весьма специфическая и на хорошую картинку можно в большинстве случаев не рассчитывать.
Матрица зеркальной цифровой фотокамеры
Матрица — грубо говоря, микросхема и сенсоры. Больше ничего сверхестественного там нет. Сенсоры состоят из чувствительных к свету элементов, которые преобразуют поток в заряд электричества и передают его на матрицу, которая в свою очередь обрабатывает цифровые данные. Естественно, помимо разрешения здесь существенную роль играет та самая чувствительность к свету и соотношение между сигналом и «шумом» при обработке информации. Также обращают внимание при выборе камеры на разрешение и размер снимков.
Разрешение — количество фотосенсоров в мегапикселях. Тут прекрасно работает правило: чем больше, тем лучше. Размер матрицы также сказывается на ее работе: чем больше матрица, тем меньше будет «шума» при обработке снимков. Профессиональные фотографы также смотрят на формат съемки, предпочтительнее возможность полнокадровой работы, но стоить такая камера будет дорого.
Системы стабилизации изображения
Стабилизировать изображение нужно постоянно. Динамичная и статичная съемка в любом случае задействует стабилизатор, чтобы картинка не получилась смазанной. Сам стабилизатор может представлять собой линзы со специальными сенсорами или подвижной матрицей. Второй вариант предпочтительнее, так как картинка получится четче.
Краткая характеристика остальных деталей
Вспышка нужна не только для съемки в темное время суток, но и для того, чтобы выделить объекты первого плана. В обычных камерах вспышка не очень мощная, у профессиональной съемки всегда несколько режимов вспышки. Принцип работы зеркального фотоаппарата включает в себя множество функций, начиная от автозапуска при портретной съемке и заканчивая самым простым удалением эффекта «красных глаз». Дополнительных функций у камеры может быть множество, тут все зависит от конкретной модели, о которой идет речь. Но если выбирать внимательно, вполне можно купить отличное устройство для съемки на долгие годы.