Правда ли, что мозг работает лишь на 10%?
Часто можно услышать, что мозг человека использует лишь 10% от своего потенциала. В связи с этим возникает вопрос, можно ли заставить мозг работать на 100%? Как включить мозг на полную?
Утверждение о том, что головной мозг работает лишь на 10% - это древний миф, который давно опровергла официальная наука. Еще в прошлом веке познания людей о головном мозге были очень ограниченными, но наука уже знала, что в его состав входят нейроны, генерирующие электрические импульсы. В середине прошлого века многие ученые выдвигали предположение о том, что нейроны могут работать, то есть производить электрические сигналы или бездействовать.
В мозге человека присутствует несколько миллиардов нейронов, попытки проанализировать работу каждого из них отняли бы долгие годы. Теория экстраполяции гласит о том, что соотношение работающих и неактивных нейронов в каждой из областей будет примерно равным, поэтому для экономии времени ученые изучали отдельные области головного мозга. Проанализировав количество работающих и бездействующих нейронов, научные сотрудники сделали вывод о том, что большая часть мозга не задействована. Современная наука полностью опровергла это утверждение.
Если представить работу головного мозга в упрощенном виде, то мы поймем, что это очень высокоорганизованная структура, состоящая из множества уровней. В сенсорные области головного мозга поступает информация от органов чувств, моторные области отвечают за движения тела, когнитивные организуют мышление, также присутствуют области, отвечающие за эмоции и многие другие.
Почему мозг не пользуется всеми своими нейронами одновременно? Ответ очевиден: когда человек мочит, у мозга нет необходимости использовать нейроны, отвечающие за речь, когда он ничего не боится, нейроны, формирующие чувство страха, бездействуют и так далее. Нейроны головного мозга задействуются по мере необходимости, и это очень хорошо. Если бы все нейроны начали работать одновременно, то тело не выдержало бы подобного испытания.
Сенсорные нейроны заставили бы человека страдать от галлюцинаций, моторные вынудили бы тело совершать ненужные в данный момент движения. Человек стал бы несчастным созданием, страдающим от непроизвольных движений, испытывающим все эмоции одновременно.
Дополнительная активность головного мозга – это не преимущество, а разрушающий вред. Физическая и мыслительная деятельность человека основана на возбуждении нужных нейронов и торможении тех, что в данный момент не нужны. Когда баланс между процессами торможения и возбуждения нарушается, человек начинает страдать от серьезных заболеваний, к примеру, от эпилепсии. При эпилепсии периодически в мозге преобладают процессы торможения, из-за этого начинаются судорожные припадки. В ответ на торможение нужных нейронов происходит активация тех, которые в данный момент не нужны, в момент, когда сигналы доходят до моторных нейронов, тело начинает совершать непроизвольные действия – судороги. Что чувствует человек в этот момент можно только предполагать, так как на время приступа больные теряют память.
Несмотря на то, что утверждение о частичном задействовании головного мозга является неверным, есть способы заставить свой мозг работать активнее. Для того, чтобы головной мозг был более продуктивным, его нужно тренировать. Любая физическая и умственная деятельность, любое обретенное умение – это тренировка для мозга. Чем сильнее задействуются области головного мозга – тем лучше они будут функционировать, чем младше человек – тем выше обучаемость его мозга, по этой причине практически все необходимые для жизни навыки обретаются в детстве. К примеру, тренировка мелкой моторики в детстве позволит человеку стать успешным хирургом или освоить другую специализацию, где требуется высокая точность движений и действий. А интеллектуальная тренировка мозга с самого детства будет способствовать высокому развитию во взрослом возрасте, карьере в области науки, возможно даже новым великим открытиям.