Первый в мире подводный плавучий тоннель для транспорта
Норвежский оператор дорожной инфраструктуры Statens Vegvegsen официально открыл самый глубокий подводный туннель в мире – 14,4-километровый тоннель Ryfylke около Ставангера. Он входит в проект под названием Eysturoyartunnilin, соединяющий Фарерские острова. Общая длина туннелей составит 11,24 км. Проект после окончания строительства станет самым необычным и амбициозным. О подобном техническом решении задумывались многие страны, например, Италия, Китай, Южная Корея. Воплощать в жизнь столь грандиозный проект подводных транспортных туннелей решились лишь в Норвегии.
Ранее идея носила совсем иное название – Skálafjarðartunnilin, но затем его изменили на Eysturoyartunnilin. Встречается и другое наименование – Eysturoy Tunnel. Пройдут тоннели под проливом Tangafjørur и станут альтернативой паромного сообщения.
Цель проекта
Это часть проекта дороги Райфаст, которая соединит национальную автомагистраль 13 между Ставангером и Страндом в Рогаланде. Маршрут также включает туннели Хунвог и Эйганес, которые откроются в январе 2020, заменив паромные переправы в регионе. Сеть туннелей уменьшит время пути между Торсхавном и Рунавиком с 74 мин. до 16 мин, а между юго-западными прибрежными городами Бергеном и Ставангером с пяти часов до 40 минут.
Концепция идеи
Сама идея подразумевает объединение туннельной сети с мостами. Туннели будут размещены попарно и проходить параллельно, по 1 в одно направление. В каждом из них по 2 полосы. Несущие конструкции тоннелей будут бетонными.
Скальный туннель, являющийся частью проекта, протянется на 27 км на глубине до 392 м под водой. Он является самым глубоким на планете.
В открывшейся части нижайшая точка – 187 м ниже уровня моря. Самый крутой уклон не более 5%. Также проект включает 3 подвесных и 5 плавучих мостов. Их закрепят тросами к понтонам либо якорям, разнесенным на достаточное для прохождения морских судов между ними расстояние.
Кольцевую развязку, расположенную в центре туннельного сообщения, украсят картинами и скульптурами фарерского художника Т.Патурссона. Подчеркнут уникальность художественного оформления световые эффекты.
Стоимость и сроки
Работа над проектом началась в 2014 году. Первый тоннель прорыт подрядчиком AF Gruppen осенью 2017, а предприятие Marti совместно с IAV выполнили второй в начале 2018 года. Всего на реализацию концепции, по словам мэра, ушло 40 лет.
Общая стоимость проекта, который полностью планируется закончить к 2035 году, оценивается в миллиард датских крон. Покрывать расходы планируется за счет взимания платы за проезд. Например, легковому авто пересечение подводного транспортного туннеля между Торсхавном и Эйстурой в одну сторону обойдется в 75 датских крон, а между между Салтнесом и Стрендуром – 25 крон. Будет доступна возможность приобретения проездного, что уменьшит стоимость поездки.