Почему в Китае начали массово отказываться от велосипедов?
В крупных и не очень городах люди, ежедневно стоящие в многочасовых пробках, мечтают о свободном способе передвижения. В качестве альтернативы сегодня все большую популярность набирают электросамокаты и велосипеды. Примером использования последних может служить Китай, который по праву называют страной велосипедистов.
Всего несколько лет назад большая часть населения от мала до велика предпочитала передвигаться на двухколесных, чем на авто. И это было оправдано. Стоят велосипеды в Поднебесной совсем недорого — около $7 или чуть дороже, поэтому практически каждый житель может себе позволить иметь такой вид передвижения. Да и передвигаться на нем значительно быстрее и удобнее, чем стоять на загазованной дороге в ожидании общественного транспорта. В Китае для удобства существуют специальные велодорожки, чтобы велосипедисты не мешали пешеходам. Но в последнее время ситуация стала резко меняться, и жители стали поголовно отказываться от них.
В чем же причина такого резко негативного отношения к безобидному средству передвижения и чем обусловлена массовая утилизация велосипедов? Об этом расскажем в нашей статье.
История вопроса
Не секрет, что Китай является одним из лидеров в современных технологиях и услугах. Поэтому практически все ноу-хау, которые потом постепенно перенимаются другими странами, рождаются именно здесь. Неудивительно, что в стремлении защитить окружающую среду, Китай одним из первых пересел на велосипеды. Причем не просто пересел, но и сделал из этого целую инфраструктуру.
Иметь свой собственный велосипед ‒ это хорошо, но с ним сопряжен ряд неудобств, ведь он нуждается в хранении, починке и обслуживании. Куда проще, если нужно, взять велосипед на прокат, что намного удобнее и дешевле.
За эту идею ухватились сразу несколько китайских компаний, и за пару лет в Китае появилось более сорока новых бизнесов, связанных с областью проката двухколесного транспорта. Так, один из лидирующих прокатчиков “Ofo” владеет велопарком в три миллиона велосипедов в сорока трех городах страны. А у его конкурента “Beijing Mobike Technology” парк располагает одним миллионом единиц в тридцати трех крупнейших городах. Пользоваться услугой очень просто. Достаточно воспользоваться мобильным приложением, пополнив электронный кошелек незначительной суммой. В среднем прокат обойдется в один юань (около $0,15). Само же транспортное средство можно даже не возвращать на парковку, а оставить абсолютно в любом месте. GPS-устройство, закрепленное на велосипеде, поможет следующему желающему без труда его найти.
Но то, что так нравится потребителям, совершенно не подходит для инфраструктуры городов в целом. Все дело в том, что в последнее время население все активнее стало приобретать автомобили. Строящиеся новые города, пригороды и районы предполагают наличие все же автомобильных дорог, а не велодорожек. В результате значительную часть трасс стали занимать велосипеды, которые только усугубляют ситуацию на дорогах. А возможность оставлять их где угодно еще и сделало невозможным нормально передвигаться по тротуарам, которые просто завалены велотранспортом. Хаотично сваленные велосипеды просто не представляется возможным расставить аккуратно, поэтому они блокируют выходы из метрополитена и подходы к железнодорожным станциям.
Сегодня ситуация такова, что “велосипедное королевство”, как называют Китай, стало потихоньку тонуть в горах оранжевого и желтого цвета.
Несут убытки и сами компании-операторы. Иногда арендаторы портят или небрежно обращаются с имуществом. Иногда просто из хулиганских побуждений ломают двухколесный транспорт или просто крадут, снимая систему блокировки, или банально перекрашивают.
Пути выхода из кризиса
Крупные компании по прокату взывают к добропорядочности граждан и пытаются поощрять их за ответственное отношение к велосипедам бонусными баллами и бесплатными поездками. А также премируют тех, кто сообщает о брошенных или неправильно припаркованных “железных конях”.
Другая проблема ‒ это сломанные или поврежденные велосипеды. Мастерские не успевают ремонтировать транспорт, в результате чего они поневоле превращаются в склады для хранения. Например, недавно китайские СМИ рассказали о мастерской в центре Пекина, куда в среднем за день поступает около 400 сломанных велосредств.
Но пока прокатчики пытаются воздействовать поощрительными мерами, государство настроено решать этот вопрос радикально. Так, в столице Пекина категорически запрещено припарковывать велотранспорт в престижных кварталах и парковых зонах. Власти утвердили список мест, где бросать взятые на прокат велосипеды строго запрещено. Например, не получится оставить на площади Тяньаньмэнь. Аргументировано это тем, что оставленные велосредства создают беспорядок и портят культурный имидж столицы.
Подсчеты показали, что в Шанхае оказалось в свободном доступе около 500 тысяч транспортных средств для проката, поэтому им власти запретили заезжать в отдельные городские районы. Также было закрыто для свободного проезда около двадцати семи городских дорог. Еще одной радикальной мерой, которую стала применять шанхайская полиция, ‒ это конфисковывать неправильно припаркованные велосипеды. За короткий срок было изъято примерно 5 тысяч средств. Власти считают, что они создают помеху для движения пешеходов и транспорта.
Еще одной ограничительной мерой может стать время использования велосипедов. Например, средствами можно будет пользоваться с ограничениями по праздникам. Также, правительство может обязать прокатчиков утилизировать велосипеды старше трех лет.
Кстати, к вопросу утилизации неиспользуемого транспорта в Китае подходят серьезно. Создано специальное ведомство, специализирующееся по данному вопросу. Услуга не бесплатна, но хозяева предпочитают заплатить за вывоз, так как в некоторых странах за выброшенное транспортное средство могут выписать серьезный штраф. Поэтому часто на дорогах китайских населенных пунктов можно встретить автомобили, доверху груженные велосипедами, отправленными на утилизацию.
Китайская велоэкспансия
Пока Китай пытается решить проблему велосипедного бума, китайские предприниматели, наоборот, расширяют свой бизнес путем выхода на международный уровень. Многим государствам идея велопроката пришлась по душе, особенно тем, где города просто утопают в автомобильных пробках. Инвестировать в эту идею готовы Сингапур (“Temasek Holdings”), Россия (“DST”), США (“Warburg Pincus”).
“Ofo”, получившая от российской компании инвестиции в размере $450 миллионов, готова к запуску сервиса проката в Сингапуре. Дальше в планах компании выход ее еще в двадцати странах, среди которых Америка, Испания, Германия, Франция и Филиппины.
“Beijing Mobike technology”, имея в кармане $300 миллионов инвестированных средств, планирует охватить прокатными сервисами более чем 100 китайских городов и иных странах.
Компании-прокатчики уверенно завоевывают мир. Их насчитывается уже более 900.
Пока в этих городах такая проблема, как в Китае не стоит, но некоторые постепенно начинают сталкиваться с определенными проблемами. Так, в Голландии уже не хватает велопарковок. Но власти пока не применяют радикальные меры в виде штрафов и конфискаций, а пытаются создавать новые парковочные места. Причем находят для этого самые неожиданные решения: на воде и под каналами. А в Швеции подземные парковки даже оборудуются специальными пандусами и лифтовыми механизмами.
Парижским правительством выделяются значительные средства для улучшения велосипедной инфраструктуры. Например, расширяются дороги, специально предназначенные для велосипедистов. Власти всячески стимулируют использование велосипедов, так как это улучшает экологию города. Но пока ни в одном из городов не разрешено просто так оставлять велосипеды после проката. Возможно, в скором времени ситуация изменится, когда китайские компании будут преобладать на мировом рынке велопроката. Так, китайская “Ofa” уже появилась в Кембридже. И в отличие от “Boris Bike” разрешает оставлять двухколесные средства где угодно, а это может очень понравится клиентам.
Подводя итог, можно сказать, что пока мировые государства начинают популяризировать передвижение на велосипедах, Китай не зацикливается на этом. Он стремительно старается заменить традиционные байки на электровеломобили и иные средства, соответствующие высокотехнологичному времени.