Называть железнодорожный светофор семафором неправильно. Семафор действительно имеет отношение к железной дороге, но это не светофор, а другое устройство. Оно выглядит, как железная мачта, на которой расположены крылья. Сходство со светофором в том, что семафор тоже светится, на нем присутствуют сигнальные огни. Но сегодня мы расскажем о светофоре на железной дороге.

Предназначены такие светофоры для регулирования движения. Выглядит он для большинства людей необычно, сигналы расположены будто бы в обратном порядке. На автомобильном светофоре красный цвет располагается сверху, на железнодорожном — снизу. Мы расскажем, зачем придумали переворачивать светофоры вверх ногами.

Железнодорожные светофоры регулируют не только движение поездов и других составов на железной дороге, но и составы метрополитена, легкорельсовый транспорт.

Сравниваем с автомобильным

автомобильный светофор

Если сравнивать по критерию использования, то у железнодорожного светофора есть важное отличие от автомобильного. Луч света направлен более узко, это обусловлено тем, что сигнал предназначен исключительно для машиниста, который ведет состав по определенному участку пути.

Узкая направленность делает возможным восприятие света на большом расстоянии, от 0,8 до 1,5 км. На такой дистанции невозможно увидеть какую-либо фигуру, только свет. Машинист даже не видит, исходит свет сверху или снизу светофора, он воспринимает только определенный цвет или их сочетание.

Цветов может быть от 3 до 6.

Ввиду этой специфики можно использовать только светофоры, подающие сигнал цветом или миганием. На постсоветском пространстве используют пять цветов: желтый, красный, синий, зеленый и белый. В других системах желтый свет называют оранжевым. В французской базе к этим огням добавляется еще и фиолетовый.

О связи с семафором

семафор

Семафор — это не светофор, он представляет собой механическое устройство с железной мачтой, фонарями и крыльями, их может быть от одного до трех. На крыльях часто присутствуют стекла разных цветов, положением крыльев управляет конструкция, состоящая из лебедки и механизма тяги. Именно это и сформировало порядок расположения цветов, отличный от автомобильного.

На автодорогах мы видим светофоры с красным сигналом сверху. Это самый значимый сигнал, поэтому его сделали таким по цвету и расположению, чтобы он привлекал больше внимания. На железной дороге такого порядка нет, и красный цвет находится под зеленым. Это сложилось исторически на стадии перехода от механического семафора к световому устройству.

Обозначения на семафоре были такими: если крыло поднято на 45 градусов — путь открыт, если опущено горизонтально — ехать нельзя, путь закрыт. Именно поэтому показалось логичным, что разрешающий сигнал будет наверху, а красный, запрещающий, внизу.