Почему мы так плохо помним свое детство?
У детей в жизни больше впечатлений, чем у взрослых. Многие вещи они видят или делают в первый раз, им нужно много чему научиться и много что запомнить. Подсознание и память у детей работают не так, как у взрослых. Какие-то вещи забываются, именно поэтому мы помним некоторые события из детства только по фотографиям и рассказам старших родственников.
Интересный вопрос: почему люди не помнят детство? Почему воспоминания настолько обрывочные, почему мы можем помнить какие-то мелочи, но забываем важные события из детства? Ответы на эти и другие вопросы ты найдешь в этой статье. Здесь приведены теории известных психологов и других ученых относительно памяти и ее особенностей в детском возрасте. Мы расскажем, какие вещи все-таки запоминаются, можно ли как-то извлечь забытые воспоминания из детства.
Начнем изучение вопроса с возрастных особенностей памяти.
Как меняется память в зависимости от возраста?
Неважно, насколько хороша твоя память, с течением времени она изменится. И не в лучшую сторону. Можно подумать, что память станет хуже, но на деле навык запоминания не снизится. С возрастом меняются методы применения памяти. Она буквально начинает работать иначе.
В стареющем мозгу начинают работать теменные области коры, они пытаются помочь префронтальным областям коры, которые не справляются со своей задачей.
Научные объяснения
Существует несколько учений, о которых мы поговорим ниже.
По Фрейду
Фрейд объяснял принцип работы памяти с помощью психологии. По его мнению, память нацелена на забывание. Травмирующее событие в жизни человека должно быть вытеснено и забыто. Детские воспоминания замещают другие, более значимые впечатления. Их можно вспомнить путем психологического анализа. Память генерирует новые, менее значимые воспоминания с целью скрыть от нас травмирующие события. Получается, явление забывания представляет собой один из способов защиты, которые нужны для правильной работы психики.Воспоминания могут быть травмирующими не только о действительно произошедшем событии, но и о тех фантазиях, которые мы имели в детстве. Они были вытеснены из памяти.
Кроме того, Фрейд считал, что память блокируется на подсознательном уровне из-за того, что ребенок испытывает более положительные эмоции к родителю противоположного пола. Когда он вырастает, то понимает, что его чувства противоестественны и пытается стереть воспоминания о детстве.
Эта теория так и не получила широкого распространения.
Теория Харка Хоуна
Теория заключается в том, что малыш не ощущает себя отдельной личностью. Он не разделяет знания, полученные на своем опыте и эмоции других людей. Все едино для ребенка.
Его мозг в основном использует семантическую память, которая помогает различить маму и папу. Важную информацию хранит долгосрочная память.
Именно поэтому Харк Хоун считал, что рождение является негативным и ненужным воспоминаниями, которое помещается в краткосрочную память.
Опыт канадских ученых
Канадские ученые считают, что люди не помнят свое детство, потому что происходит нейрогенез — появление новых клеток. Они служат основой нервной системы. Мозг стремительно растет в первые несколько лет жизни. Потом этот процесс замедляется. Есть большое количество факторов, которые его останавливают. Например, стресс, недосыпание, низкая физическая и умственная активность.
Изучение гиппокампа П. Франклендом
Большинство людей считает, что хорошая память, это та, которая может сохранить большое количество информации. Но по мнению Поля Франкленда, мозг активно работает, чтобы забыть. Главная задача мозга улучшить принятие решения, на основе информации полученной с жизненным опытом. Забывание — такой же важный механизм, как и запоминание. Его обеспечивает механизм центральной нервной системы.
П. Франкленд предположил, что стволовые клетки головного мозга создают новые нейроны. Они же выстраиваются в гиппокамп, который отвечает за развитие памяти. Новые нейроны меняют воспоминания, из-за чего нам трудно что-то вспомнить. Именно это объясняет то, почему дети плохо запоминают — их гиппокамп вырабатывает очень много нейронов.
Что дети все-таки запоминают?
Несмотря на то, что большая часть информации стирается, что-то все-таки запоминается. Именно так с самого младенческого возраста формируется жизненный опыт. Наукой доказано, что детское подсознание не сильно воспринимает то, что связано со звуками, зато оно очень восприимчиво к информации, связанной с другими чувствами, в частности со зрением и осязанием.
Но это не все, есть и другие особенности. Страх и болевые ощущения в норме замещаются позитивными эмоциями, это предусмотренный природой механизм, оберегающий психику. Однако, есть и исключения, у некоторых людей психика устроена так, что они более восприимчивы к страданиям, чем к радости и позитиву.
Хоть звуки воспринимаются и запоминаются не очень сильно, но их восприятие сильнее, чем очертаний. Пример: ребенок успокаивается, как только слышит голос матери, для этого ему не обязательно ее видеть. Он помнит, что это его мама, и все связанное с ней ассоциируется у него только с хорошим.
Можно ли извлечь ранние воспоминания?
Если некоторые вещи хранятся в подсознании с самого младенчества или раннего детства, то напрашивается вопрос, можно ли их оттуда извлечь во взрослом возрасте? Такие методики действительно существуют, их активно применяют в психологии и психотерапии. Многие специалисты отталкиваются от теории, что все страхи зарождаются в детстве. Чтобы проработать проблемные моменты, пациент вводится в состояние, схожее с трансом.
Популярной практикой является гипноз, во время сеанса можно погрузиться до уровня глубинных воспоминаний и извлечь из подсознания те воспоминания, о которых не догадывается даже сам носитель. Но гипноз действует не на каждого, у некоторых людей подсознание надежно защищено от вмешательства. Более того, у гипноза есть строгие противопоказания. При неврологических, психических расстройствах и других отклонениях введение в гипнотический транс с высокой вероятностью усугубит состояние. Именно поэтому обращаться к эзотерикам и прочим людям без медицинской квалификации для проведения гипнотических сеансов очень опасно.
Теперь ты знаешь, почему люди не помнят детство, а также можно ли вспомнить то, что было забыто. Забывание — это естественный механизм, который природа предусмотрела для выживания человечества.