Почему авиакатастрофы происходят на посадке?
В полете пассажирский лайнер набирает скорость до нескольких сотен километров в час, он поднимается на высоту десять километров. А потом его скорость снизится до нуля, когда он прибудет в аэропорт. Только в момент полной остановки можно констатировать факт, что полет прошел успешно. Жители нашей страны обычно начинают аплодировать в тот момент, когда самолет касается земли. Это милая традиция, но радость может быть преждевременной, так как неприятности при посадке очень свойственны гражданской авиации. И это касается не только России.
Читая эту статью, не стоит поддаваться аэрофобии. Воздушный транспорт считается самым безопасным в мире, и серьезные авиакатастрофы, сопровождающиеся жертвами, происходят не так часто. Каждый раз это настоящая трагедия, что в очередной раз доказывает, что перемещаться по воздуху безопасно. Изучив эту информацию, ты узнаешь, какие нештатные ситуации могут произойти на посадке.
Каждый пассажирский лайнер буквально нашпигован самой современной электроникой и техникой. Экипаж состоит из высококвалифицированных профессионалов своего дела. Но при этом крушения все же происходят, причем не всегда в воздухе.
Все мы помним историю, которая омрачила новогоднее настроение жителям нашей страны в 2012 году. 29 декабря произошла авиакатастрофа с лайнером Ту-204, который во Внуково не сумел снизить скорость после посадки и по этой причине вышел за пределы полосы. Тогда он разбил ограждение, а обломки вынеслись на Киевское шоссе. Есть статистика, согласно которой 24% погибших в авиакатастрофах приходятся именно на подобные случаи. Выезд за пределы полосы даже называют первым убийцей в гражданской авиации. Однако, при посадке могут возникнуть и другие неприятности.
Как самолет тормозит в воздухе
Чтобы в полной мере оценить причины бедствия в момент посадки, стоит немного углубиться в техническую составляющую. Нужно разобраться, какими механизмами для гашения скорости обладают современные самолеты. Находясь в воздухе, можно затормозить лишь двумя путями: либо снизить мощность двигателей, убавив газ, либо повысив лобовое сопротивление.
Управлять лобовым сопротивлением можно по-разному. Все, кто часто летают, обращали внимание, что на крыле присутствует множество элементов, способных двигаться. Все панели, меняющие свое расположение под разными углами, относятся к механизации крыла. Именно они отвечают за управление лобовым сопротивлением, а также за понижение подъемной силы крыльев. Эти панели называются спойлерами, и на современных моделях лайнеров они работают в трех режимах.
- Первый. Это воздушное торможение, предназначено для снижения скорости полета, также спойлеры в первом режиме выполняют функцию повышения вертикальной скорости снижения. Управление осуществляется пилотом в ручном режиме, задействуются лишь некоторые панели, а не все.
- Второй. Изменение крена полета, отклонение может происходить до семи градусов, когда пилот соответствующим образом направляет штурвал. В этом случае будут менять положение либо внутренние, либо внешние панели.
- Третий. Это наземное торможение, наиболее интересное в ракурсе рассматриваемого вопроса. Чтобы перейти в этот режим, все панели максимально отклоняются, ввиду чего стремительно снижается подъемная сила. В это время самолет уже не держит воздух, и создается высокая нагрузка на тормоза колес. Ввиду этого торможение будет с антиюзом, автоматом растормаживания. Последний выполняет роль системы антиблокировки, ее функциональность как у той, которой снабжены машины. Немногие знают, но ABS пришла в автопром из авиастроения.
В описании третьего режима были упомянуты тормоза колес, они тоже предназначены для гашения скорости. Это очень надежные дисковые тормоза, которые часто делают даже не из стали, а из углепластика или других сверхпрочных материалов.
Еще есть реверс, это слово звучало очень часто после авиакатастрофы во Внуково. Это устройство тоже участвует в торможении, оно отклоняет часть реактивной струи своими створками. Выходит, что реактивная тяга уже не движет машину вперед, а наоборот, участвует в торможении. Фактически реверс — это аварийная система для экстренного торможения.
Почему самолет терпит бедствие на посадке?
Наиболее часто встречающаяся причина того, что самолет выходит из взлетно-посадочной полосы, это нестабилизированный заход на посадку. Термин применяется в том случае, когда на предпосадочной полосе все еще на высокой скорости закрылки и другая механизация крыла расположены неправильно, в результате идет отклонение от курса. Также причина может быть в том, что пилот нарушил одно из главных правил и оставил тормоза на конец полосы, так в авиации называют позднее применение тормозов-колес. Не всегда вина на пилоте, на практике бывало так, что его дезинформировали о состоянии полосы.
Если применить реверс, то в теории тормозной путь станет короче в среднем на 25-30%. При этом в действительности современные модели авиалайнеров проходят сертификацию без учета использования этого механизма. Для безопасности реверс срабатывает лишь при разрешении датчика обжатия стоек, это стало правилом после нескольких несчастий, которые произошли по причине того, что срабатывание произошло в воздухе. Одно из несчастий произошло с японским пилотом, который только заходил на посадку, но уже включил реверс. Позднее в ходе расследования было установлено, что тот пилот страдал психическими расстройствами.
Что будет при несоответствующей скорости?
Обычно заданная скорость для движения по полосе составляет 220 километров в час. Что же будет в случае иной скорости? Как правило, при этом происходит касание полосы в неправильной точке, проще говоря, перелет. Особенно высока вероятность такого, если самолет пустой, то есть недостаточно тяжелый, как это и произошло с Ту-204 во Внуково.
Перелет — это уже нештатное положение, при котором предписано использование всех доступных средств, в том числе и реверса. Необходимо принимать все меры, так как запас полосы ограничен, а машина даже после касания полосы будет двигаться быстрее, чем нужно. Но реверс будет не всегда доступен. Более высокая скорость — выше показатель подъемной силы крыльев. Выходит, что самолет не едет по полосе, как должен делать, а продолжает лететь, соприкасаясь с землей. Из-за этого датчики обжатия стоек шасси не сработают и не позволят использовать систему реверса. Так как полет продолжается, то не получится и перевести спойлеры в положение наземного торможения.
Если же после соприкасания с землей спойлеры не будут выпущены или убраны, то избежать бедствие уже вряд ли получится. Сцепление колес и земли будет слабым, в результате чего будет происходить расторможение, как на мокрой полосе. Пилот теряет управление колесами, при этом тормоза работают хорошо, просто они не эффективны в такой ситуации.
Самое страшное в таком случае — на самом деле оказаться на мокрой земле, вероятность избежать выход за пределы полосы при этом будет стремиться к нулю. Какие последствия принесет выезд, зависит от того, что будет находиться на пути несущегося лайнкра. Из вышеизложенного понятно, что после упомянутого крушения во Внуково слово “реверс” зря употребляли так часто. Мы видим, что причин несчастного случая может быть много, и одна из них влечет за собой другие. И при многих из них отказ системы реверса уже не будет значим. Еще нужно заметить, что Ту-204 во время выкатывания двигался на скорости 190 км в час.
Где такое происходит чаще?
Происшествия, связанные с вылетом самолета за пределы полосы происходят в разных странах, они достаточно распространены. Однако, все же можно отследить некоторую закономерность. Лидером антирейтинга становится Африка, за ней идут Южная и Центральная Америка, на четвертом месте — Азия. В развитых странах такое происходит намного реже, в среднем один инцидент на два миллиона успешных посадок.