Первая историческая битва броненосцев – Monitor против Merrimack
Названия Монитор и Мерримак знакомы каждому, кто интересуется кораблестроением. Это первые американские железные корабли, которые сделали во времена гражданской войны в США. Они привлекают внимание не только тем фактом, что открыли новую эпоху в истории судостроения. Эти корабли встретились в схватке, обстреливали друг друга ядрами, проверяя броню на прочность. Исторический бой броненосцев состоялся 9 марта 1862 года. Из этой статьи ты узнаешь, как прошло данное столкновение и к каким последствиям оно привело. Также мы расскажем об истории создания кораблей, уникальных особенностей каждого из судов.
Чтобы объективно оценить суть битвы и ее последствия, нужно познакомиться поближе с каждым из участников.
Монитор
Гражданская война в США началась в 1861 году. На тот момент у стран Европы уже были железные корабли, неуклюжие, но бронированные. На фоне этого появление “Монитора” стало настоящей революцией в сфере военного кораблестроения. Он определил, как данная отрасль будет развиваться в дальнейшем. Это судно спустили на воду в 1862 году, 30 января.
Новейшего броненосца создал Джон Эриксон. Монитор стал символом гражданской войны. В нем все было самым современными или уникальным, созданным специально для него. Особенно стоит отметить прочный, но очень легкий корпус из железа, небольшую высоту надводного борта, надежное строение брони, расположение паровых установок ниже уровня воды. Ввиду особенностей конструкции подбить судно очень непросто, а попасть так, чтобы повредить важнейшие механизмы — еще сложнее.
Механизация
Высочайшая по тем временам степень механизации сделала корабль по-настоящему эффективным. Главный элемент — надежная паровая машина, мощная, но при этом небольшая по габаритам. Она отличалась от других оппозитным размещением цилиндров, наличием опреснителей воды. За счет парового привода вращалась и поднималась башня, выполнялась принудительная вентиляция помещений. Высокая механизация означает отсутствие необходимости держать на борту большой штат работников. Чем меньше численность экипажа — тем ниже стоимость содержания корабля, это выгодно экономически.
Важнейшее из механических нововведений — бронированная башня. Она покрыта толстым слоем брони и вращается на 360 градусов. Это открывает возможность для практически кругового ведения огня. Вооружением башни были два пушки на большой калибр, они стреляли бомбами, ядрами и бронебойными снарядами. Таким образом, Монитор не только отлично защищен, но и открывает новые возможности для ведения атаки.
В середине 19 века на корабли чаще всего ставили винты из двух лопастей. Это эффективное решение, у них высокий КПД, но такие винты часто выходили из строя по причине поломки. В данном случае конструктор сделал выбор в пользу четырехлопастного. По его задумке, такой винт должен работать более плавно и тихо. Но практика показала, что корма сотрясается так же сильно. Дело в конфигурации рабочей поверхности, и по тем временам для проблемы не существовало решения. Однако, четыре лопасти — это надежнее, чем две, и для военного корабля это очень важно.
Лучшей из идей, реализованных в этом проекте, стала маленькая высота надводного борта, она была минимальной из всех возможных. Жизненно важные механизмы располагались ниже ватерлинии, благодаря чему их защищала сама вода. Именно поэтому пришлось разрабатывать особую паровую машину, стандартные не смогли бы разместиться в части под водой.
Недостатки
При всей инновационности и весомых плюсах у данного корабля были недостатки, все они имеют конструктивное объяснение. Во-первых, это плохая мореходность, скорость тоже оставляла желать лучшего. Рубка хорошо забронирована, но обзор из нее ограничен, запас плавучести тоже небольшой. Носовая часть никак не подходит для использования в качества тарана.
Невзирая на все эти минусы, сейчас эксперты оценивают Монитор, как качественную реализацию очень инновационного плана. По тем временам он просто приводил всех в восторг. В послужном списке корабля немало побед, его боевая история достойная, более того, он стал настоящим национальным символом Соединенных Штатов Америки.
Мерримак
Этот исторический броненосец известен под именем Вирджиния, такое имя он получил после преобразований и доработок. Броненосца создали южане в надежде выиграть гражданскую войну. Его история создания более драматичная. Это не первый случай, когда по причине острой необходимости люди проявляли небывалую изобретательность. Именно так произошло, когда север и юг Америки вели противостояние.
Появление новых инновационных технологий у северян не стало чем-то неожиданным. У них было для этого все: грамотные специалисты, огромное количество ресурсов, денежные средства на разработки и создание. Южане же не располагали такими ресурсами, ни финансовыми, ни человеческими. Но при этом они смогли создать не только мощный корабль-броненосец, но и первую подводную лодку, которая в отличие от предшественников могла успешно атаковать суда. Последствия тоже интересные, многие идеи позднее север перенял у юга, причем северяне смогли их доработать и найти возможность запуска в массовое производство.
Когда в 1855 году Мерримак спустили на воду, он считался эталоном военного кораблестроения. Он стал демонстрацией мощи Америки, должен был покорить европейцев уже одним своим видом. Европейцев он действительно покорил, сорвал бурные овации, однако участь корабля была плачевной.
Рождение Вирджинии
На момент начала гражданской войны Мерримак стоял на территории врагов, он так и не успел выйти из порта. Командующий предложил выбросить весь груз за борт, а само судно сжечь. Надводная часть корпуса сгорела, оставшееся утонуло, и про эти остатки забыли, смирившись с утратой. Однако, через какое-то время вспомнили, когда пришла суровая блокада.
Расстановка сил была в пользу северян, они опережали южан по всем параметрам, в том числе и по мощи военного флота. У юга не было возможности одержать победу на воле, но они все же решили попытать удачу. И как раз тогда они вспомнили про затопленный корабль. Появилась идея, которая казалась безумной: сделать такое судно, которое не получится потопить ни одним из существующих орудий. Но на создание броненосца были нужны деньги, которых конечно же не хватало. Тогда было решено взять за основу то, что осталось от Мерримака. Его подняли и начали переделывать.
Во-первых, его укоротили, такой была задумка проектировщиков. Вторым по важности было решение отказаться от парусов и рангоутов. Создателям хотелось, чтобы корабль приводил в движение паровой двигатель с приводом на винт. На стадии создания двигателя возникла проблема, взять его было попросту неоткуда. И тогда было решено использовать имеющийся сломанный двигатель Мерримака. Над ним хорошо потрудились, в итоге он мог развивать скорость не более шести узлов, а по тем временам четыре узла было средним показателем.
Вирджиния и Мерримак
Вирджиния стала гибридом на основе Мерримака и составных частей от других кораблей. С вооружением было попроще, так как южане смогли захватить арсенал, который был в Норфолке. Были установлены гладкоствольные пушки и нарезные орудия, первые были более надежными, вторые — более точными.
Но недостаток сил все же присутствовал, и его было нужно как-то компенсировать. Защита была хорошей, вся видимая часть получилась полностью неуязвимой, к этому подошли очень основательно. Чтобы добиться этого в условиях дефицита стальные листы для бронирования делали из железнодорожных рельсов, их вырывали и переплавляли. Болты делали из всего, что можно было найти и взять у жителей. Нужно заметить, что к сбору железного хлама подошли очень сплоченно и ответственно.
У южан получилось сделать то, что они хотели. Стенки конструкции состояли из 20-ти дюймовых сосновых брусьев, сверху них — 4-х дюймовые дубовые брусья, завершающий слой — два дюйма железа. Через какое-то время Вирджинии предстояло встретиться с Монитором. Забегая вперед, можно сказать, что северянам не удалось дать Вирджинии полноценного отпора.
Битва броненосцев
Это был бой на Хэмптонском рейде, неподалеку от Чесапикского залива, который разделяет штаты Мэриленд и Вирджиния. В этом месте в заливе сходятся три реки. На тот момент положение юга было очень тяжелым. Они оказались в полной блокаде, сервер полностью перекрыл все возможности торговать. Заблокированными оказались Норфолк и еще один город — Ричмонд. Меры принимать необходимо было срочно, но чтобы дать пройти своим торговым кораблям, было нужно освободить рейд от судов врага.
Девятого марта 1862 года с утра в залив зашел уже знакомый нам низкопрофильный Монитор. Он был настолько низким, что борт поднимался над поверхностью воды всего на 45 см. На палубе почти никого не было, хорошо просматривалась орудийная башня трех метров в высоту и шести в диаметре. Броня единственного броненосца северян достигала 203 мм, калибр орудий в башне — 280 мм. Не считая этой башни и рубки на носу пароход был полностью плоским.
Против него должна была выйти Вирджиния, которая когда-то была Мерримаком. Толщина ее железной брони — 51 мм, на борту было десять орудий калибром от 160 до 230 мм. Они встретились, и бой продолжался четыре часа. Стычка интересна в историческом смысле, но назвать ее захватывающей было нельзя. Все эти четыре часа броненосцы просто ходили кругами, пытаясь найти выгодное положение для стрельбы. Иногда они подходили друг к другу практически вплотную, но добиться серьезных результатов так и не удалось.
Вирджиния пострадала в схватке сильнее, но даже ее повреждения нельзя назвать сильными. Выпущенные ядра просто отскакивали от ее железного слоя, впрочем, с Монитором происходило то же самое. В итоге оба военных парохода вернулись восвояси ни с чем: не одержав победу, но при этом и не потерпев поражения.
К чему это привело
Оба мощных броненосца ожидал бесславный конец. Южане проигрывали и были вынуждены отступить. Они взорвали свою Вирджинию, чтобы та не досталась врагу. Судьба Монитора оборвалась в конце 1862 года. Северяне отремонтировали свой пароход и транспортировали его после ремонтных работ. Перемещения корабль не перенес, он затонул.
В ходе битвы ни один из кораблей не смог нащупать уязвимые места в броне другого. Что касается Вирджинии, вопросов не возникает, у южан просто не было бронебойных снарядов. Почему созданный северянами броненосец с бронебойными снарядами в боекомплекте тоже не смог нанести противнику существенного вреда, вопрос более интересный. Чтобы дать на него ответ, потребуется узнать предысторию.
Не так давно относительно тех событий на борту шлюпа “Принстон” произошел несчастный случай. Бомбическая пушка взорвалась, от взрыва погиб представитель правительства. После этого было принято решение ограничить допустимый вес порохового снаряда. Ограничения вступили в силу в 1860 году: для пушки на 11 дюймов заряд пороха должен весить не более 6,8 кг.
Есть и другие интересные исторические обстоятельства. Специально для встречи с Вирджинией Монитор был оснащен 48 стальными ядрами. Эти ядра сделали под данный бой, они были очень дорогими и сложными в строении. Но в процессе стало понятно, что менее 7 кг пороха не способны дать столько энергии, чтобы выбросить настолько тяжелое ядро с нужной скоростью. Снарядам просто не хватило скорости, чтобы пробить броню бывшего Мерримака.
После этого случая массу порохового заряда было решено увеличить до 9 кг. Если бы так поступили до этого, все было бы иначе. Такого заряда хватило бы, чтобы пробить металл Вирджинии с 240 метров. Эти данные появились благодаря проведенным испытаниям.
В действительности покрытие южного корабля было менее качественным, чем у северного. Броня Вирджинии явно не конкурент для бронеплит особой выделки на мониторе. К тому же южане использовали пороховой заряд весом в 15 кг, за счет чего существенно повысили свои возможности.
Сражение Монитора и Мерримака, точнее их встреча, дали понять, что деревянные корабли становятся пережитками прошлого. Будущее за такими броненосцами, как Монитор. Позднее данное название начали использовать для целого класса военных кораблей, так появилось много мониторов.