Откуда появляются пробки и как с ними борются государства?
Почти во всех крупных городах есть пробки на дорогах. Есть водители, которые относятся к ним спокойно, другие ужасно нервничают. Но мало кто из них понимает, как образуются пробки на дорогах и какая роль в этом процессе у каждого участника дорожного движения. Существует несколько причин заторов, на обычных и круговых перекрестках они образуются по-разному. Есть отдельная категория — пробки, которые возникают на второстепенных дорогах, прилегающих к главной трассе.
Определенные категории причин относятся к глобальным. Это слишком большое количество машин на душу населения. Особенно выраженной проблема будет в тех городах, дороги в которых узкие и не обладают достаточной пропускной способностью.
В этой статье мы расскажем, откуда берутся пробки и кто в этом виноват. Также мы приведем самые необычные подходы к решению проблемы загруженности дорог. Некоторые меры кажутся смешными и странными, но они действительно работают.
Не стоит злиться на пробки, которые возникли по временным причинам: из-за дорожного ремонта, сильно снегопада, аварии. Есть и более неприятные причины, когда заторы собираются из-за неправильной организации дорожного движения на определенных участках. В таком случае нужно помнить, что любой гражданин может обратиться в местную администрацию и предложить новый подход к движению на определенном участке.
Во многих случаях причиной становятся сами водители, они нервничают, ведут себя некорректно и этим только продлевают потерянное время. Чтобы стало понятнее, рассмотрим конкретные примеры.
На обычно перекрестке
Каждый может попасть в ситуацию, когда приходится нарушить правило из-за поперечного или встречного потока. К примеру, нарушить запрет выезда на перекресток. В таком случае транспортное средство становится препятствием для других участников дорожного движения. Предсказать это заранее не всегда возможно, поэтому препятствием может стать даже самый опытный водитель. В таких ситуациях сначала необходимо пропускать встречный поток, который поворачивает налево. Тогда получится упереться в хвост этой колонны и тоже поехать, не мешая остальным.
На круговом перекрестке
На круговом перекрестке водителю следует пропускать те машины, которые покинут перекресток на ближайшем выезде. Если непонятно, в каком направлении ехать, то нужно оценить обстановку. Скорей всего оптимальным решением будет поехать туда, где свободно, чтобы не создавать затор, а затем перестроить маршрут.
На прилегающих территориях
Чтобы не создавать пробки на дорогах, прилегающих к той, по которой ты едешь, нужно соблюдать одно негласное правило. Водителю следует пропустить тот автомобиль, с которым он пересекается. К примеру, транспортное средство с прилегающей территории или парковки. Это же касается машины, которая перестраивается из другой полосы. Просто сделай так, и скорей всего ты сразу же увидишь, как твое действие разгрузило дорогу.
Как бороться с пробками?
Методы борьбы зависят от причин, почему образуются пробки на дорогах. Самые распространенные способы — это сделать более привлекательным общественный транспорт, расширить дороги или ввести платные трассы. В конкретном регионе исходят из своей специфики и возможностей, выбирая один из этих трех путей. Но некоторым странам этого недостаточно, они прибегают к нестандартным решениям.
Меньше трех не собираться
Такое правило ввели в Джакарте, столице Индонезии и одном из самых загруженных городов мира. Правило работало два с лишним десятилетия, оно гласит, что в дневное время по будням в город могут въехать лишь те машины, которые везут три пассажира и больше. Это сделано для того, чтобы жители договаривались друг с другом и отправлялись в совместные поездки.
Нововведение вначале действительно помогло, количество машин на дорогах сократилось. Но затем азиаты начали хитрить, они развили целую индустрию так называемых жокеев. Это наемные пассажиры для создания видимости полной машины. Водители платили им небольшие суммы, но делать ничего не нужно — просто сидеть в машине. Самые успешные жокеи — мамы с маленькими детьми, ведь их двое, а платить нужно только одному. Проект провалился, в 2016 году правило отменили.
Четные и нечетные номера
Еще одна идея, которая могла бы сработать, но стала провальной. В Афинах ввели новое правило: по четным числам в город выезжают только те машины, у которых номера заканчиваются на четную цифру, по нечетным — наоборот.
Греки не захотели ездить через день, платить 72 евро за каждый выезд им тоже не понравилось. Тогда они стали пользоваться отсутствием налога на уровень выбросов и покупать по второй машине на семью. Как правило, это старые недорогие авто, чтобы сильно не тратиться. В результате пробки остались на месте, а экология стала гораздо хуже.
Ограничение въезда в Риме
С 1994 года въезд в центр старого города ограничен, это самая загруженная зона с низкой пропускной способностью. В будние дни в центр нельзя заезжать с утра и до вечера, в субботу — с обеда до вечера. Тех, кто там живет не ограничивают. Тех, кто работает, обязывают доказать факт своей работы там и оплатить от 55 до 600 евро за разрешение на въезд и за парковку. Штраф за проезд без разрешения составляет 78 евро.
Данная мера сработала, позднее она была усилена системой электронного контроля, в итоге загруженность снизилась на 20%. Примерно на 6% выросла нагрузка на общественный транспорт. Властей и жителей пока все устраивает, не считая некоторых сбоев, например, когда электронная система выписывает по несколько штрафов за один проезд без разрешения.
Политика ограничения движения в загруженных центрах практикуется и в России, преимущественно в небольших городах, но встречается и в крупных. Мера эффективная, она действительно помогает снизить нагрузку на дороги.
Объединение попутчиков
В Лос-Анджелесе уже полвека работает сервис Carpool, он предназначен для поиска попутчиков. Он появился стихийно. Сначала люди начали публиковать в газетах объявления, предлагая желающим поехать вместе в дальнюю поездку, чтобы поделить стоимость дорожных сборов и бензина. Затем появился специализированный онлайн-сервис, он стал очень популярен в США и Австралии. Скорей всего причин в том, что там гражданам регулярно приходится преодолевать огромные расстояния.
Власти взяли это на заметку и начали призывать граждан объединяться с соседями и коллегами, вместе ездить на работу и по делам. Конечно же одними призывали дело не ограничилось. Для машин, в которых едет больше одного человека, стали выделять отдельные полосы, они быстрее проезжали загруженные области в час пик.
У нас в стране тоже набирают популярность подобные сервисы. Но самое главное, чтобы каждый водитель знал, как образуются пробки на дорогах, и делал все, что от него зависит, чтобы не задерживать движение.