Современные гражданские авиалайнеры летают на высоте от 9 до 12 км над Землей. В этих слоях атмосферы воздух за бортом абсолютно разряжен: давление в три раза ниже привычного для человеческого организма (150-200 мм рт. ст.), количество кислорода составляет 7-8% против привычных 21% в приземных слоях атмосферы. Почти нет на такой высоте и влаги, поскольку в атмосферу она поступает, испаряясь с поверхности земли, и концентрируется на высоте до 3 км. Однако в салоне пассажиры совершенно не ощущают дискомфорта, что вызывает уместный вопрос о том, откуда в самолёте берётся кислород на такой высоте.

Очевидно, что возить с собой баллоны с кислородом – роскошь непозволительная. Особенно если знать о том, сколько его потребуется для перелёта даже на небольшое расстояние. Вдыхая, взрослый человек поглощает 0,0005 кубометра воздуха, в минуту он производит в среднем 18 вдохов, т. е. потребляет около 0,009 кубометра. Если в салоне находится 300 пассажиров, то в минуту им понадобится не менее 3 кубометров воздуха. При умножении этой цифры на несколько часов полёта становится ясно, что возить достаточный запас кислорода с собой невозможно, не говоря уже о его взрывоопасности.

Как работает система кондиционирования?

система кондиционирования в самолете

Проблема обеспечения пассажиров кислородом во время полета решается частично за счёт рециклинга, частично за счёт подкачки свежего воздуха извне.

 

Более того, современные авиалайнеры снабжены системами, одновременно выполняющими две функции: обеспечения нормальной дыхательной смесью салона и поддержания работы двигателей, ведь для сжигания топлива кислород тоже необходим.

Итак, воздух из-за борта засасывается при помощи специального механизма и подаётся во внутренний контур двигателя. Вот откуда в первую очередь берётся кислород в самолёте, летящем на большой высоте. Там он подвергается сильному сжатию, в результате чего его температура значительно повышается. Далее воздух подаётся в компрессор двигателя, где делится на две порции: одна смешивается с топливом и обеспечивает процесс его сгорания, другая (пропущенная через очистительные фильтры) подаётся в салон.

включение кондиционера в самолете width=

Однако в двигателе воздух нагревается до 500 °С, поэтому перед подачей в салон его необходимо охладить. Этот процесс происходит сначала в радиаторе, а затем в специальном холодильнике. В результате воздух охлаждается до +2 °С. Получается два потока – очень горячий и очень холодный. Дальше в дело вступает пилот. Именно он контролирует подачу горячего и холодного потоков в салон, смешивая их в нужной пропорции и обеспечивая таким образом не только достаточное количество кислорода для пассажиров, но и оптимальную температуру.

В случае, если в одном из двигателей начинается пожар, пилот имеет возможность блокировать поступление воздуха из этого двигателя внутрь, тем самым не допуская попадания дыма. Если в результате аварии количество кислорода в салоне резко снижается, срабатывает механизм выбрасывания кислородных масок и включается генератор кислорода. Газ вырабатывается в результате химической реакции. Однако на весь салон его хватит только на 10 минут. За это время пилот должен снизить самолёт до такой высоты, где люди могли бы дышать без масок.

Читайте также статью: «От чего зависит скорость самолёта?»

Пять популярных мифов о вреде воздуха в салоне самолета

мифы о вреде воздуха в самолете

  1. В салонах авиалайнеров отсутствует свежий воздух. Выше была подробно описана система продуцирования дыхательной смеси для авиапассажиров во время полёта, которая опровергает данный миф. На самом деле доли свежего воздуха из-за борта и рециркулируемого составляют по 50%.
  2. Авиапассажиры на протяжении всего полёта дышат одним и тем же воздухом, который просто прогоняют через фильтры. Этот миф также развенчан в предыдущем абзаце. Воздушная смесь полностью обновляется каждые 2-3 минуты. Для сравнения можно привести такой факт: в обычных офисах деловых центров обновление воздуха происходит всего три раза в час.
  3. Поскольку самолёт представляет собой полностью закрытое пространство, в нём создаются идеальные условия для размножения бактерий. Пространство действительно замкнуто и герметично, однако система НЕРА-фильтров, обеспечивает противомикробную безопасность на уровне, сопоставимом с защитными масками высокого уровня, используемыми в хирургии. Это позволяет создать и поддерживать среду на 99,9% очищенную от патогенной микрофлоры.
  4. Если задний пассажир чихает, то все микробы попадают на впереди сидящего. Это не так, поскольку движение воздуха в салоне осуществляется сверху вниз и поперёк. Воздух никогда не выходит за пределы одного блока и, поступая вниз, выводится из салона и сразу прогоняется через НЕРА-фильтры.

Теперь ты знаешь, откуда берётся кислород в самолёте, летящем на большой высоте и о том, что воздух внутри свеж, почти стерилен и абсолютно безопасен для здоровья. Единственным его недостатком является повышенная сухость. За бортом влаги и так почти нет, а пока воздух пройдёт через все ступени кондиционирования, он высушится ещё больше. Вот почему у многих пассажиров во время полета начинают слезиться глаза и чесаться кожа.