Новейшие российские атомные ледоколы
Появление в России новых ледоколов для Арктики свидетельствует о глобальном обновлении нашего ледокольного флота. Суда, выпущенные в рамках проекта “Лидер” станут самыми мощными и большими в мире. Атомный ледокол “Урал” будет готов в 2022 году, он сможет круглогодично работать на Северном морском пути, проводить другие корабли не только по океану, но и по руслам рек. Оператором ледокола стал “Атомфлот”, часть государственной корпорации “Росатом”. В этой статье мы расскажем про “Урал” и другие ледоколы нового поколения: какие они, чем лучше старых, зачем они нужны нашей стране?
Серийный выпуск новых ледоколов необходим для реализации глобальных арктических проектов, они позволят еще лучше изучить и освоить данную местность. Атомные ледокольные суда прокладывают по Северному морскому путь караванам кораблей, от работы этой стратегии зависит экономическое благополучие страны. Почти 90% оборудования на новых атомоходах было произведено в нашей стране, это стало возможно благодаря работе программ импортозамещения. Если хочешь глубже вникнуть в историю, обратись к статье “Ледокол «Арктика» в истории России и СССР”.
Заменяем советский флот
Официальные названия проектов — “22220” и “Лидер”, их цель — обновить атомный ледокольный флот и сделать его таким, чтобы он функционировал в условиях Арктики круглый год. Всего будет создано пять судов, первые из них, “Сибирь” и “Арктика” начинают работать с 2020 года, остальные — несколькими годами больше.
Данные проекты становятся первыми из столь масштабных начинаний со смешанным финансированием. “Урал”, “Сибирь” и “Арктика” наполовину финансируются из государственного бюджета, вторая половина средств будет привлекаться с рынка и изыскиваться с инвестиционных ресурсов корпорации “Росатом”.
Используемые на данный момент ледоколы будут выходить из эксплуатации постепенно, по мере того, как будут готовы новые. На данный момент их четыре, один из них — “50 лет Победы”, он наиболее мощный, поэтому будет работать дольше других. Предварительно планируется списать его не раньше 2038 года.
Новое поколение превосходит эксплуатируемые суда по всем параметрам, в первую очередь по ресурсам силовой установки, а также в технологичности управления. Оно станет настолько автоматизированным, что снизить численность экипаж до 75 единиц, это вдвое меньше, чем сейчас. Уникальной особенностью стала переменная осадка, благодаря ей, ледоколы смогут ходить не только по глубокому океану, но и на мелководье.
Длина, ширина и высота кораблей составляют 173, 34 и 15,2 метра соответственно, объем водоизмещения — 33 тысяч тонн. Как и предшественники, они смогут ломать лед толщиной в три метра. Запаса автономности хватает примерно на полгода, именно на такой период корабли смогут уходить в плавание без захода в порт.
Все пять кораблей начнут использоваться до 2035 года. Они собираются на верфи “Звезда” на Дальнем Востоке. Каждая из моделей уникальна, стоимость одного составляет около 70 миллиардов рублей. Проект дорогой и невероятно перспективный. Разработки проекта “Лидер” позволят танкерам набирать выгодную скорость в 10-12 узлов даже в условиях перемещения по льдам толщиной в два метра, это 18-22 км в час. Разработчик предоставил данные, что максимальная толщина льда, которую ледоколы смогут поломать, составляет 4,3 метра. Ширина прохода во льдах, который они создают, достигает 52 метров. Этого достаточно для проходимости танкеров, которые перевозят по сто тысяч тонн груза.
Бросаем вызов
Новые проекты — часть развития Северного морского пути, по нему смогут переправлять больше грузов, а также экономического развития в целом. На 2018 год грузооборот составлял 18 миллионов тонн, а к 2024 году планируется увеличить его до 80 миллионов тонн.
Суда, выпущенные в рамках проекта 22220, станут запланированной заменой для тех ледоколов, что работают с советских времен. Второй проект, “Лидер” станет прорывом мирового уровня. Один лишь “Урал” значительно превышает по характеристикам и возможностям все существующие на данный момент. Он больше, а значит может делать более широкие каналы для прохода других кораблей.
Когда выйдут корабли “Лидер”, мы перестанем быть зависимыми от погодных условий в восточной части Арктики. Они и будут отправлены на работу по восточной ветке, а атомоходы 22220 будут работать на западной. Таким образом будет полностью охвачен весь сектор, и это вызывает недовольство зарубежных партнеров.
У США нет атомных ледоколов, скорей всего поэтому они упрекают Россию, называя ее поведение в Арктике агрессивным. В мае 2019 года Джон Болтон, советник американского президента призвал свои национальные силы бросить вызов нашему влиянию за Полярным кругом. Но вызов этот так и не был брошен, конкурировать с Москвой на данный момент Вашингтон не может, так они не располагают своим атомным ледокольным флотом. А мы в это время делаем успехи в развитии Северного морского пути, используя его для поставки топлива в азиатские и западные страны. В свое время правители США недооценили стратегическое значение арктической зоны, и теперь им остается лишь негодовать.
Цели создания
У мировой общественности возникают вопросы относительно проекта “Лидер”. Зачем России делать суда такого класса, если у нее уже есть “Арктика”, а совсем скоро появятся еще четыре ледокола, в том числе мощнейший “Урал”. Это уже будет достаточно для глобального изменения в распределении сил на Северном морском пути. Ответ на этот вопрос был дан выше, потому что к 2024 году планируется расширение грузопотока до 80 миллионов тонн, такую задачу поставил Президент России. Это самый короткий путь, связывающий Восток и Запад, он во всех смыслах экономически выгоден.
Чтобы оценить прорыв, нужно сопоставить с тем, что на 1998 год перевозки опустились до 1,46 млн тонн, это абсолютный минимум. К 2015 году объемы удалось вырастить до 4 млн тонн, к 2017 — до 7,3 млн. Динамику планируют поддерживать, несмотря на прогнозы по снижению поставок нефти и твердого топлива.
Кстати, ледоколы используются и в сфере туризма, узнать подробнее ты можешь из статьи “Сколько стоит тур в Арктику на ледоколе?”.
Туризм — это хорошо, основная цель — наращивание мощностей. Ледоколы делают двухпосадочными не просто так, от этого расширяется сфера применения. Создание Россией новых ледоколов для Арктики было необходимостью для перспективного развития экономики. Проекты реализуются с размахом, бросая вызов времени. Новейшие технологии приносят рекордные достижения. Очевидно, что в ближайшем будущем мы увидим, как морской путь бороздят сотни кораблей, проводимые новейшими атомными ледоколами.