Можно ли учиться во сне?
Спать намного приятнее, чем заниматься делами и учиться, было бы здорово, если учиться можно было бы во сне. Эксперименты ученых в области осознанного сновидения могут сделать это возможным.
Многие люди любят поспать, другие жалеют времени, потраченного на сон, ведь его можно было бы занять более полезными вещами. Эксперименты ученых в области осознанных сновидений приближают и тех, и других, к осуществлению мечты – обучения прямо во сне.
Еще Аристотель описал суть осознанных сновидений в своем труде «Метафизика», он проводил интересные эксперименты, эту же тему поддержали множество его последователей. Суть осознанных сновидений полностью не раскрыта и по сей день, но наука вплотную подошла к раскрытию данного вопроса и возможности использовать его в своих интересах.
Еще в прошлом веке стало известно, что сон представляет собой чередование быстрой и медленной фазы, медленная длится около часа, быстрая – от десяти минут до получаса. Во время фазы быстрого сна замечена усиленная активность головного мозга, в это время человек вращает глазами под веками, предположительно, в эти моменты он видит сновидения. Научно доказано, что в состоянии быстрого сна человек может не только бессознательно вращать глазами, но и осознанно выполнять оговоренное перед сном действие.
Для того, чтобы видеть сны, нужно правильно организовать свой режим и место для сна, спать нужно в затемненном тихом помещении. Большинство снов забывается сразу после пробуждения, поэтому ради интереса можно оставить на тумбочке у кровати блокнот и ручку, чтобы записывать сновидения с утра.
Нередко во сне люди не считают события реальными, они задумываются, спят ли они, или все происходящее – действительно. Привычка записывать сны может стать первым шагом к их подконтрольности, когда человек сам определяет, что ему будет сниться этой ночью. При осознанных сновидениях мозг находит баланс между активностью и отдыхом, в работу включаются несколько областей, в том числе и те, что отвечаю за сознание и память. К примеру, при обычном сне передняя часть коры головного мозга будет бездействовать, а при осознанном сновидении она будет активной.
Начало фазы быстрого сна является лучшим условием для обучения, так как она соответствует укреплению памяти и закрепления в ней новых знаний. Даже если не использовать осознанные сновидения для обучения, они будут крайне полезными, психологи используют приемы осознанного сна для того, чтобы избавить пациента от неврозов и страхов, нормализовать их цикл сна и бодрствования, оптимизировать выработку мелатонина.
На первый взгляд процесс обучения во сне очень сложен и доступен только избранным, но это не так. Мозг человека устроен таким образом, что воспоминание о езде на велосипеде активирует те же зоны коры головного мозга, что и езда на велосипеде в реальности, разница лишь в том, что при воспоминании мозг не посылает сигнал к мышечным тканям. Благодаря этой закономерности во сне можно учиться, надежно запоминать необходимые вещи и даже обретать новые двигательные навыки.
Доказано, что человеку не нужно двигаться, чтобы обрести новый моторный навык, достаточно совершать эти движения в уме. Мысленно совершаемые движения в фазе быстрого сна полностью эквивалентны этим движениям в действительности. Если наука найдет способ воплотить эти знания в практику, то люди будут учиться и заниматься спортом во сне, но практическое разрешение вызывает множество вопросов. Главной помехой является короткая продолжительность фазы быстрого сна, она нестабильно и трудноуловима в бытовых условиях.
Опыты в лабораторных условиях показали отличные результаты, после разовой тренировки во сне люди показывали улучшение механических навыков в действительности. Во время одного из опытов люди бросали монетки, после практики осознанного сна и обучения количество попаданий заметно увеличивалось. Тренировки во сне принесли бы множество преимущества спорту, ведь при таких занятия нельзя получить травму или перетренироваться.
Практику обучения во время осознанного сна можно сравнить с моделью виртуальной реальности, которая используется для обучения пилотов или врачей-хирургов. Человек пользуется уже имеющимся реальным опытом для того, чтобы улучшить навыки во сне. При этом получить абсолютно новые знания и навыки во сне, к примеру, научиться решать дифференциальные уравнения, если ты не знаешь, что такое дифференциалы, невозможно.