Еще с советских времен наш флот славится своими ледоколами. И в те годы, и в настоящее время на службе нашей страны состояли и состоят уникальные суда, у которых нет конкурентов по мощности и проходимости. Из этой статьи ты узнаешь о ледоколе “Арктика”: ходовые испытания, достижения, возможности. Это покоритель Северного полюса, здесь будет рассказано о самой экспедиции и подготовке к ней, о трудностях, с которыми столкнулись члены экипажа, итогах научных исследований. Некоторые сведения в советские времена были скрыты, позднее их рассекретили, и теперь у нас есть доступ к полной информации.

Первым государством, покорившим Северный полюс, стал Советский Союз. Представители других стран смогли повторить этот подвиг только спустя 15 лет. Все дело во флоте, на момент 1977 года только в советском флоте был корабль, способный на это. Им был атомный ледокол “Арктика”. Покорение верхушки земного шара состоялось 17 августа 1977 года, это важнейшая дата в истории исследований Арктики.

О ледоколе

Ледокол «Арктика» в истории России и СССР

Работы над созданием рекордно мощного на тот период ледокола начались в 1971. Его создавали на Балтийском заводе, город Ленинград. В работах были задействованы больше трех сотен организаций со всего союза, в том числе научно-исследовательские центры и комитет безопасности.

Первые испытания на воде состоялись под конец 1972 года. Ходовые испытания продолжались три года, судно дорабатывали. 25 апреля 1975 года состоялось событие всесоюзного значения, как выяснилось позднее, еще и мирового, “Арктика” была введена в эксплуатацию. Над ней торжественно подняли государственный флаг.

Вес ледокола “Арктика” исчислялся сотнями тонн, только объем водоизмещения достигает 23 тысяч тонн. Такая махина могла достигать достаточно высокой скорости движения: до двадцати узлов на воде без льдов, это примерно 40 километров в час. При перемещении в ледяной толще скорость достигала трех узлов. Такие показатели — заслуга мощного мотора, точнее ядерного реактора. На этом корабле установлено целых два атомных реактора, один использовался в качестве основного, второй — выполнял функцию резервного на тот случай, если основного будет недостаточно. Мощность каждого достигала 171 МВт.

Толщина борта — 100 мм. Как и у других ледоколов, он выполнен в полукруглой форме, это необходимо, чтобы судно не было раздавлено льдами. Среди прочих характеристик нужно отметить и автономность. Данное судно было способно ходить без дозаправки топлива до четырех лет. Экипаж составляли 150 участников, на борту постоянно находились запасы питания и воды, которых хватает на восемь месяцев экспедиции, если не заходить в порт.

Были предусмотрены и другие меры для продолжительного пребывания в море. На борту спортзал, кинозал, библиотека, бассейн с двумя саунами, шахматный клуб и музыкальный салон, были предусмотрены медицинские кабинеты, в том числе стоматолога и хирурга, даже своя парикмахерская присутствовала на борту. В оснащение входил вертолет МИ-2, экипаж использовал его для разведки в труднодоступных зонах.

Первым капитаном легендарной “Арктики” назначили Юрия Кучиева. Он поступил на службу в 41 году, начинал с должности матроса, работал на буксире. Его карьера стремительно развивалась, впоследствии он стал капитаном на ледоколе “Ленин”. Данное судно тоже было легендой своего времени, это первый в истории корабль с ядерной силовой установкой на борту.

Легендарный поход

Ледокол «Арктика» в истории России и СССР

Покорению Арктики одноименным судном предшествовала подготовка. С 1975 года до 1977 ледокол перемещался по Северному морскому пути. Он проводил караваны во льдах, и это позволило экипажу накопить опыт, понять на практике, как вести себя в нестандартных ситуациях. Непосредственная подготовка проходила в Мурманском пароходстве, руководителем экспедиции был назначен Тимофей Гуженко, на тот момент он возглавлял министерство морского флота.

В 1977 году 9 августа начался тот самых поход, о котором до сих пор ходят легенды. Силы экипажа были расширены, в его состав вошли более пятидесяти ведущих специалистов и ученых из области гражданской авиации, атомной энергетики, арктических и антарктических исследований. Стать частью этой команды было огромным почетом и высокой ответственностью. Однако, не все участники в полной мере осознали это сразу. Дело в том, что большая часть представителей команды изначально не знали, что они держат путь именно к Северному полюсу. Они узнали об этом только после того, как судно прошло пролив Вилькицкого. Для разработки оптимального маршрута привлекался известный полярник-исследователь Илья Романов.

Спустя пять дней после отбытия “Арктика” оказалась в зоне многолетних льдов. Сам капитан позднее делился своими впечатлениями. Ранее ему уже приходилось преодолевать многолетние льды, но это были отдельные скопления. Их преодолевали на вышеупомянутом “Ленине”. Но в данном случае все было в первый раз, “Арктика” должна была преодолеть сплошные льды толщиной в несколько метров. Ранее они считались непроходимыми.

Достижение полюса

Ледокол «Арктика» в истории России и СССР

На следующий день, 16 августа, судно дважды заклинивало во льдах, но каждый раз ему удавалось продолжить движение. 17 августа в четыре утра точка Северного полюса была достигнута. В знак того, что его покорил Советский Союз, на полюсе был установлен флаг. Сначала на лед сошли два члена экипажа, они установили десятиметровую мачту из стали. Затем на берег спустились члены экипажа и капитан, и они торжественно подняли флаг Советского Союза. Капитал прикрепил к флагштоку древко от флага, который принадлежал экспедиции Седова. Это был символичный жест, так как команда Седова тоже планировала достигнуть самой северной точки планеты, но сделать этого не смогли.

“Арктика” пробыла на полюсе 15 часов, затем взяла курс обратно на Мурманск. Корабль преодолел более 3850 морских миль, из них около 1200 миль он прошел, проламывая многолетние льды.

Исследовательская работа

Ледокол «Арктика» в истории России и СССР

За 15 часов, проведенных на полюсе, и за время в пути было проведено множество исследований, это стало значимым вкладом в науку. В экспедиции ледокола “Арктика” 1977 года было впервые использовано на практике специальное оборудование для измерения толщины льдов. Также было произведено изучение взаимодействия ледокола со льдами разной толщины, проверена его проходимость в ледяном поле различной плотности. Была проверена и система спутниковой навигации.

Благодаря этому свершению удалось наладить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. В Мурманск корабль прибыл 22 августа. Каждый из участников опасного похода получил медаль или орден. Верхушка состава была удостоена более высокой награды: титул Героя Социалистического Труда получили министр флота, капитан, старший мастер автономной установки и старший механик.

Дальнейшая судьба

Ледокол «Арктика» в истории России и СССР

Безусловно, главной миссией для ледокола стало покорение Северного полюса. Но на этом история “Арктики” не закончилась. Только дальнейшие свершения с 1982 по 1986 год он выполнял уже под другим именем. После смерти Л.И. Брежнева корабль переименовали в “Леонид Брежнев”. После стало известно, что переименование произошло по ошибке. Так должны были назвать другой ледокол, который стоял на верфи, но чиновники ошиблись.

В 1983 году переименованное судно вызволило из ледяной ловушки 57 судов. В их число входили и другие ледоходы, в том числе и “Ленин”, который являлся атомоходом. Ледяная западня была настолько плотной и непроходимой, что вызволить целый караван кораблей мог только “Леонид Брежнев”. Но по иронии судьбы как раз в этот период покоритель Северного полюса пребывал на ремонте. Он находился в доке со снятыми винтами и валами.

Капитаном на тот момент был Анатолий Ламехов, ему был адресован приказ отправиться к застрявшему каравану и спасти его. Ремонт был максимально ускорен, работы велись в буквальном смысле круглосуточно. Таким образом удалось восстановить судно за считанные дни и уже через неделю отправить его в путь. Также в экспедицию отправились еще два ледокола: “Ермак” и “Адмирал Макаров”. На них возлагалась миссия пробиться к кораблям, которые стали заложниками в ледяном плену.

Было принято решение освободить ледоколы первыми, а затем уже общими усилиями — суда другого типа. Было непросто, но люди одержали победу над ледяным массивом. Вызволенные корабли должны были доставить жителям арктических поселений топливо и другие необходимые грузы, и это было выполнено в срок. В ходе операции один из кораблей все-таки затонул, это был теплоход “Нина Сагайдак”, но никто из людей не пострадал. Все пассажиры и экипаж были вовремя перемещены на другие суда.

Завершение истории

Ледокол «Арктика» в истории России и СССР

В наши дни “Арктике” вернули ее прежнее имя, и она установила очередной мировой рекорд. В мае 1999 года ледокол вышел в плавание и провел в нем ровно год по май 2000 года, ни разу не заходя в порт. Во время данной экспедиции было проведено через льды 110 кораблей.

Финальным штрихом карьеры стало второе поколение самой северной точки планеты.

Первого сентября 2005 года атомоход еще раз достиг точки Северного полюса.

Судно было выведено со службы в 2008 году. За период службы корабль преодолел больше миллиона морских миль и проложил сквозь льды дорогу для трех тысяч кораблей. Несмотря на то, что расчетный период эксплуатации равнялся 100 тысячам часов, его реакторы проработали без сбоев целых 177 тысяч часов. Данный проект стал эталонным, по нему было создано еще пять атомных ледоколов, в том числе один из самых мощных в мире “50 лет Победы”, он тоже принадлежит нашему флоту.

Из Морского регистра РФ судно вышло в 2011 году, его направили в холодный отстой. Возможно, в будущем легендарный корабль станет музеем. Сейчас у него его есть последователь, это новый атомоход проекта 22220, он тоже называется “Арктика” и является самым мощным в мире. В 2016 году после ходовых испытаний ледокол “Арктика” нового поколения был спущен на воду.