Самые страшные катастрофы в космосе
ХХ век навсегда войдёт в историю как начало космической эры, открывшей перед человечеством невероятные возможности. Но одновременно с этим он стал и периодом страшных катастроф в космосе и на Земле, унёсшим жизни многих космонавтов.
В середине столетия лучшие умы отечественной инженерии во главе с С. И. Королёвым сумели создать летательный аппарат, способный преодолеть земное притяжение и совершить полет по орбите Земли. Это стало революционным переворотом в мировой науке и инженерии. В разгар «холодной войны» с США значение этого достижения переоценить было невозможно.
Противоборствующая сторона, не желая отставать, заявила о более амбициозном плане – полёте на Луну. Это стало новым толчком для гонки в освоении космоса, стоившей жизни не одному космонавту с обеих сторон. Желание опередить друг друга практически любой ценой привело к тому, что новые летательные аппараты отправлялись в космос с массой недоделок, что становилось причиной катастроф. Нередко трагедии происходили и на Земле.
Союз-1
Трагедия с советским аппаратом «Союз-1», унёсшая жизнь летчика-космонавта Владимира Комарова, стала первой в череде самых страшных катастроф в эпоху космической гонки.
В 1967 г. американцы объявили о завершении подготовительных работ по запуску ракеты и лунного модуля для полёта к спутнику Земли. В СССР на тот период не было ещё ни того, ни друго. Не трудно представить, в каких условиях велись работы по разработке, конструированию и сборке необходимой техники. Всё делалось в три смены. Во время испытаний трёх беспилотников «Союз» было выявлено более 200 недоработок, и все они перекочевали в финальную модель.
Наступил день старта пилотируемого аппарата. Задача была такой:
- вывести пилотируемый «Союз-1» на орбиту;
- на следующий день вывести на орбиту «Союз-2» с экипажем из 3 человек и лунным модулем;
- состыковать корабли в космосе и объединить экипажи;
- запустить лунный посадочный модуль с экипажем.
Но всё пошло не по плану с самого начала. «Союз-1» взлетел и вышел на орбиту, но одна солнечная батарея не открылась, что повлекло проблемы с электропитанием. Затем выяснилось, что не работает и солнечно-звёздный датчик. Это означало потерю возможности автоматически ориентировать корабль в пространстве, только в ручном режиме, что после многочисленных попыток тоже не удалось. ЦУП отменяет запуск «Союза-2» и санкционирует экстренное завершение полёта «Союза-1». Плотные слои атмосферы пройдены удачно, но парашютная система не сработала: модуль ударился о поверхность земли, взорвался и сгорел. В. Комаров – первый в истории погибший космонавт.
Аполлон-1
Трагедия с американским «Апполоном -1», произошедшая в том же году, практически калька истории «Союза-1» с той лишь разницей, что экипаж погиб на Земле в ходе последнего перед запуском тренировочного испытания. Задачи экспедиции были такие:
- запустить командно-служебный модуль на околоземную орбиту;
- испытать стартовые системы комплекса «Сатурн-Аполлон»;
- наладить отслеживание аппарата наземными станциями контроля.
Так же, как и в случае с «Союзом», работы велись в спешке. Недоделок и проблем, возникавших из-за них, была масса, о чём не переставал твердить командир экипажа Вирджил Гриссом. Но его никто не слушал.
В роковой день экипаж поднялся на борт капсулы для последних тестов в автономном режиме. Но сразу выяснилось, что связь не работает, о чём Гриссом в гневе сообщил, открыв дверь модуля. Немало времени космонавты потратили на борьбу с вонью, которую источал кислородный бак. Тесты были завершены, но именно в этот момент замкнуло проводку и на борту начался пожар. Избыток легковоспламеняющихся материалов в совокупности с чистым (а не смеси с азотом) кислородом, который моментально воспламеняется, привели к тому, что внутри резко упало давление и открыть капсулу изнутри уже было нельзя. За 25 сек. температура внутри поднялась до 1000 °С. Экипаж погиб. Испытания были приостановлены почти на 18 месяцев.
Союз-11
После нескольких удачных космических миссий «Союза» в 1971 году СССР постигает ещё одна катастрофа, унёсшая жизни целого экипажа в составе Г. Добровольского, В. Волкова и В. Пацаева.
Задача миссии заключалась в стыковке с орбитальной станцией «Салют» и проведение ряда опытов, исследований и испытаний. Космонавты удачно добрались до станции, но целые сутки вынуждены были просидеть в своем корабле, т. к. началось задымление и это надо было исправить. Научно-исследовательский этап миссии почти завершился, но на 11 день начался пожар. Работы экстренно свернули и начали этап возвращения.
Когда экипаж перебрался в «Союз», возникли проблемы с закрытием люка: все время мигал контрольный световой индикатор. В ЦУПе решили, что он сломался и дали добро на спуск. Корабль отправился к Земле, но в какой-то момент связь с экипажем пропала. Спуск проходил в автоматическом режиме, парашюты раскрылись, и капсула мягко приземлилась, но экипаж так и не вышел. Люди погибли от декомпрессии в результате неплотно закрытого люка. Космонавты остались бы живы будь на них скафандры, но кабина посадочной капсулы была так мала, что и без скафандров три человека там еле умещались.
Шаттл «Челленджер»
8 января 1986 г. вся Америка была прикована к экранам телевизоров: впервые в истории в прямом эфире демонстрировался старт многоразового пилотируемого космического челнока Шаттл. Трансляция шла с мыса Канаверал (штат Флорида), где собралась многотысячная публика, руководители НАСА. В 80-е годы США переживали небывалый взлёт космонавтики: шаттлы уходили в космос один за другим по нескольку раз в месяц и удачно возвращались. Ни одной трагедии, ни одной серьезной нештатной ситуации! Поэтому-то руководство и решило снять секретность с запуска очередного корабля, чтобы продемонстрировать миру свои достижения.
Шаттл назывался «Челленджер» (в честь одного из знаменитых мировых парусников-первооткрывателей). На борту, помимо экипажа, находилась преподаватель одной из средних школ. Её задачей в рамках проекта было провести несколько уроков с орбиты.
Трагедия случилась на 73 секунде после взлета. Вследствие разрушения уплотнительного кольца в стене ускорителя образовалась дыра и реактивная струя попала точно в топливный бак, что и спровоцировало взрыв. Однако часть людей его пережила, но погибла чуть позже, когда кабина ударилась о воду со скоростью 330 км/ч.
Шаттл «Колумбия»
«Колумбия» – последний шаттл, поднявшийся в космос. Так же, как и на «Челленджере», эта авария в космосе унесла жизни 7 астронавтов. После этой трагедии (2003 г.) программа использования пилотируемых челноков была свернута. Оставшиеся три корабля из знаменитой плеяды шаттлов 80-х-2000-х годов, исправно прослужившие американским астронавтам, доживают свой век в музее.
Для американской космонавтики началась «черная полоса». Несмотря на массу противоречий руководство страны было вынуждено заключить с Россией договор о доставке американских астронавтов на орбитальную станцию на российских «Союзах». Трагедия так же, как и с «Челленджером», произошла в результате повреждения обшивки, случившегося ещё на старте. Но корабль смог взлететь, выполнил миссию и возвращался на землю. Взрыв произошел в плотных слоях атмосферы.
Официальная причина трагедии – повреждение теплоизоляционного слоя на крыле аппарата.Также считается, что техперсонал был в курсе неполадок ещё до запуска, но проигнорировал их.
Катастрофа на Байконуре
Трагедии случались не только во время полетов. Немало их произошло и на космодромах во время запуска или испытания летательных аппаратов. Причём в стороне не осталась ни одна страна из тех, что решились покорять космическое пространство.
Трагедия на Байконуре произошла за полгода до полёта Гагарина – 26 октября 1960 г. В ходе всё той же «холодной войны» Хрущёв велел ускорить работы по освоению космоса. В это время на космодроме испытывали ракету Р-16, нуждающуюся в значительных доработках. Но выбора не было, испытания назначили, решив устранить недоработки прямо на старте. Работы проводились под непосредственным руководством маршала М.И. Неделина, командующего ракетными войсками страны.
Расположившись в 17 метрах от пусковой площадки, маршал и его помощники ждали старта. Но в это время один из двигателей самопроизвольно завёлся, вызвав лавинообразный пожар. Пламя прокатилось на сотни метров, не оставив ничего живого на пути. Погибло 78 человек.
Катастрофа на космодроме Плесецк
Ещё один взрыв топливных баков в время запуска беспилотника произошел 18 марта 1980 года. В этот день в Плесецке должна была стартовать ракета «Восток» со специальным оборудованием на борту. Шли последние приготовления, модуль заправляли топливом и другими необходимыми горючими веществами. Возгорание произошло, когда в баки заливали перекись водорода. Пожар спровоцировал детонацию 300 тонн топлива. Погибли 48 человек. В трагедии обвинили погибший боевой расчет, осуществлявший пусковые работы. Однако спустя почти полтора десятилетия независимая комиссия пришла к иному заключению: топливные фильтры для закачки перекиси водорода были сделаны с применением несоответствующих технике безопасности материалов, которые и вызвали воспламенение.
Пожар в ракетной шахте Серси, Арканзас
Трагедии не обошли стороной и американские космодромы. В августе 1965 г. во время работ по модернизации ракетной шахты произошла утечка горючей смеси, которая быстро разлилась по всей шахте и вызвала стихийное возгорание. Погибли 53 человека. Ремонтные работы решено было проводить не выгружая ракету из шахты, с неё только сняли боеголовку. Топливная жидкость как раз и вытекла из баков ракеты в результате случайного повреждения трубопровода. Ракета не взорвалась. Шахту сумели восстановить лишь через год.
Катастрофа на космодроме Алкантара, Бразилия
В начале 2000-х годов Бразилия поставила перед собой амбициозный план – стать первой в Латинской Америке космической державой. Этому способствовало выгодное географическое положение: северные районы страны располагаются вблизи экватора, где и был построен космодром Алкантара. Две попытки запустить аппараты в космос провалились, но жертв и разрушений удалось избежать.
Третий запуск назначили на 25 августа 2003 г. Однако 22 августа во время последних подготовительных работ произошел спонтанный запуск одного из двигателей, разразился пожар и взорвались топливные баки. В этот момент возле корабля работало более 100 человек. Пожар и последовавший за ним взрыв уничтожили летательный аппарат, стартовую площадку и унесли жизни 21 человека, большинство из которых были инженерами, работавшими над проектом. После этого работы по освоению космического пространства были свернуты. Эксперты не смогли установить истинную техническую причину трагедии.
Катастрофа на космодроме Сичан, Китай
Китай – ещё одна страна третьего мира (несмотря на опережающие темпы развития во многих отраслях экономики), поставившая перед собой задачу стать космической державой. Для этого правительство страны заключило соглашения о сотрудничестве и с Россией, и с США.
В феврале 1996 году в ходе совместного американо-китайского проекта на орбиту должны были вывести американский спутник связи Intelsat 708. Нештатная ситуация случилась практически сразу после старта: ракета сильно накренилась, а затем взорвалась. Её обломки рухнули на соседнюю деревню. Основной причиной аварии назвали повреждение проводки. Но о жертвах информация сильно разнится: китайцы утверждают что погибли 6 человек, американцы говорят о не менее 100 жертв.
Эти катастрофы в космосе вошли в историю как самые страшные. Но они не единственные, были и другие с меньшим количеством жертв, менее разрушительные, хотя от этого не менее трагичные. Всем, кто интересуется освоением космоса, интересно будет ознакомится со статьями «Где начинается космос?» и «Как идёт время в космосе?».