Самый массовый в мире гидросамолет – Consolidated PBY Catalina
Самолёт-амфибия «Каталина» – это американский патрульный бомбардировщик. Модель была сконструирована и запущена в серию за несколько лет до начала Второй Мировой войны – в 1936 году. Его летные характеристики были настолько впечатляющими, а надежность столь высокой, что лицензии на сборку раскупили все страны, обладающие военно-воздушным флотом, в том числе и Советский Союз. Кстати, своим названием машина обязана англичанам. В английской армии принято гидросамолетам давать имена собственные. Название получилось настолько удачным, что и сами американцы стали звать свои амфибии серии BPY «Каталинами».
На протяжении войны Каталины несли службу на всех основных направлениях - морях Северного Ледовитого и Атлантического океанов. При этом, похоже, рекорд по массовости выпуска и активности использования этой модели так никто и не перебьёт. За время войны машины налетали больше часов, чем любой другой американский самолёт. В мирных целях их повсеместно использовали до 70-х годов прошлого века.
На вооружении бразильской армии он находился до 1982 года. Но что ещё более удивительно – несколько машин до сих пор на ходу и базируются на аэродромах США и Европы (почти тридцать штук).
История создания
В начале 30-х годов прошлого столетия военные летчики поставили перед авиаконструкторами задачу: создать модель гидроплана с конкретными лётными характеристиками. Так, военным хотелось, чтобы самолет летал со средней скоростью на менее 160 км/ч, имел взлётную массу порядка 11 тонн и дальность полёта примерно 4800-5000 км. Как водится, был объявлен конкурс на лучшую модель, в котором приняли участие несколько конструкторских бюро. Но самые удачные варианты представили две фирмы: «Консолидейтед» и «Дуглас». В первой работал талантливый и уже хорошо известный авиаконструктор Айзек Лэддон, но и «Дуглас» на тот период пользовался репутацией предприятия, сконструировавшего и запустившего в серию множество удачных моделей. На поверку оказалось, что лётные характеристики обеих моделей очень похожи. В ходе испытаний обе машины показали себя великолепно, однако предпочтение было отдано варианту, представленному «Консолидейтед». Причина проста – эта фирма установила цену самолёта 90000 долларов, в то время как «Дуглас» запросил 110000.
Технические характеристики прототипа, получившего шифр XP3Y-1, превзошли ожидаемые: машина на испытаниях развила скорость 275 км/ч, максимальная дальность полёта составила 6900 км, а потолок – 5760 м. После испытаний потребовались некоторые доработки, что было сделано в кратчайшие сроки. доработанный гидроплан получил новый индекс XPBY-1 (что расшифровывается так: Х – опытный образец, РВ - патрульный бомбардировщик, Y - литера, обозначающая продукцию фирмы «Консолидейтед», 1 – первая модель). 21 мая 1936 года доработанный образец поднялся в воздух, развил скорость уже до 295 км/ч. В такой сборке гидросамолет начал поступать в регулярные воинские части. Всего было выпущено 3300 машин, из которых 27 на авиационном заводе в Таганроге.
Читайте также статью «Удивительные возможности реактивного самолета-амфибия Бе-200».
Изготовлением самолетов занялось государственное предприятие, расположенное в Филадельфии. Завод спеиалазировался на производсве военных летательных аппаратов начиная с 1922 года, поэтому он и получил заказ на новые гидропланы (предприятия гражданской авиации не могли полностью учесть и внедрить требования военных лётчиков). Первая партия (156 экземпляров) ещё более усовершенствованных машин получила новый индекс PBN (литера N обозначала, что аппарат произведен на заводах фирмы NAF) и даже имя собственное Namad. Большая часть из них ушла в СССР, а остальные использовались для тренировок.
В 1942 году самолеты закупили британцы, а канадцы (местное отделение фирмы «Боинг» с центром в Ванкувере) приобрели лицензию на производство. Шифры моделей были изменены в соответствии с местными системами. В США военный индекс «Каталин» был OA-10, машины для ночных полётов красили в чёрный цвет и называли «Чёрными котами».
Рекомендуем ознакомиться со статьёй «Одномоторный самолет-амфибия Borey».
Конструкция
Летающая лодка типа BPY представляла собой моноплан с фюзеляжем-лодкой и расположенными сверху крыльями, подкреплёнными пилонами. Двигатели с винтами располагались на передней кромке крыла, под крыльями были установлены бомбодержатели. Под крыльями также располагались поддерживающие поплавки, которые убирались, образовывая законцовки.
Крылья и часть обшивки были выполнены из алюминия, стабилизатор горизонтального выравнивания – из стали, а руль высоты обтянут полотном. Рулевые поверхности были оснащены триммерами.
Лодка-фюзеляж внутри была разделена на пять отсеков, каждый из которых в случае попадания воды блокировался герметично закрывающимися люками Это обеспечивало плавучесть машины даже при сильных повреждениях.
Для комфорта экипажа во время длительного патрулирования были предусмотрены места для отдыха (койки) и камбуз.
Тактико-технические характеристики
Рассмотрим основные характеристики Consolidated PBY Catalina.
Технические
Экипаж летающей лодки состоял из 8 человек (командира, пилота, штурмана, стрелков, бомбардира и бортмеханника). Масса пустого самолета составляла 9,5 тонн, снаряженного – 16 т. Длина машины - 19,5 м, высота - 6,15 м, размах крыльев – 31,7 м.
Лётные
Бомбардировщик мог развить максимальную скорость до 314 км/ч, а крейсерская составляла – 200 км/ч. Скорость набора высоты равнялась 5 м/с, потолок – 4 км, дальность полёта – 4030 км.
Вооружение
На борту были установлены 5 пулеметов: 2 в носовой части (с патронами калибра 7,62 мм) и более мощные с обеих сторон фюзеляжа и в хвостовой части (патроны калибра 12,3 мм). Масса бомбового снаряжения в виде торпед и глубинных бомб достигала 1814 кг.
Боевое применение
Первое боевое крещение патрульные бомбардировщики получили в стычке с японцами на Тихом океане. К сожалению, практически весь авиапарк, дислоцировавшийся в Пёрл-Харборе, был уничтожен или значительно повреждён. Позже «Каталины» приняли участие во многих боях с японцами и оказались очень уязвимыми. Отсутствие бронезащиты, непродуманная организация огневых точек, протекание топливных баков делало летающие лодки и их экипажи лёгкой добычей для японцев.
Одной из наиболее неудачных операций с участием амфибий стала бомбардировка японских частей на острове Сулу. Не вдаваясь в подробности отвратительно подготовленной операции, можно лишь указать, что большая часть экипажей 6 самолётов погибла, только некоторые вернулись в расположение своих частей пешком.
Уязвимость перед вражескими зенитчиками в дневное время породила новую тактику боя, которая получила название «тактика чёрных котов»: самолеты красили в чёрный цвет и летали они только в тёмное время суток. Этот тактический приём успешно применялся на протяжении всей Второй Мировой войны. Патрульные эскадрильи на «Чёрных кошках» совершали регулярные беспокоящие вылеты в сторону противника на всём побережье Балтийского моря и Атлантического океана. Помимо этого, экипажи гидропланов принимали участие в поисково-спасательных операциях. Летающие лодки могли базироваться не только на суше, но и на плавучих базах, что только улучшило их манёвренность, а с появлением радиолокационных устройств они научились выполнять операции с ювелирной точностью и практически без потерь.
После войны летающие лодки эффективно применяли в противопожарной авиации для тушения лесных пожаров. После того, как с них демонтировали всё вооружение, их грузоподъемность значительно возросла, а заправляться водой они могли с любого соседнего водоема. Кроме этого, самолёты широко применялись для транспортировки пассажиров и грузов в местах со сложными природными условиями, например, на Аляске.
Рекомендуем также ознакомиться со статьёй «Пять знаковых самолетов-амфибий СССР».
Интересные факты
Наверное одним из самых удивительных фактов, связанных с «Каталиной» времен Второй Мировой войны, можно считать барона Ваеа, члена королевской семьи Тонга, который прошел всю войну в качестве пилота гидроплана. Маленькое тихоокеанское островное государство с 1900 года находилось под частичным протекторатом Великобритании, поэтому множество молодых людей перебрались в Англию и нашли своё призвание в разных сферах.
В середине 1941 года помощник Уинстона Черчилля Г. Гопкинс совершил перелёт из Шотландии в советский Мурманск и обратно. При этом большая часть полёта была проделана в зоне, контролируемой немецкой авиацией.
После войны гидропланы типа «Каталина» широко применялись в экспедициях знаменитого океанолога Жака Ива Кусто.
Некоторые гидросамолеты были куплены богатыми американцами для путешествий. Результаты таких путешествий иногда приходилось расхлёбывать целым дипломатическим подразделениям. Так, в 1960 американский бизнесмен Т. Кендалл, путешествуя с семьей на собственном самолёте по Ближнему Востоку, выбрал с воздуха красивое местечко на берегу Красного моря (на территории Саудовской Аравии) и решил там поужинать и заночевать. О том, что эта территория другого государства (арабского) и что на посадку нужно хотя бы разрешение, ему, судя по всему, и в голову не пришло (он же американец). В результате гидроплан был атакован бедуинами, обстрелян, Кэндалл и пилот получили ранение, после неудачного взлёта самолёт-амфибия «Каталина» сел на риф и вся компания попала в плен на несколько месяцев.