По информации, которую узнала и обнародовала американская разведка, на 2000 год в вооружении Национально-освободительной армии Китая было более сотни беспилотников. Примерно 70% БПЛА Китая приходилось на легкие летательные средства, оборудованные поршневыми двигателями. У этих аппаратов множество назначений, от разведки в ближнем тылу врагов и мониторинга обстановки на поле боя до корректировки огня артиллерии.

В Китае активно разрабатывать такие летательные аппараты начали с середины 90-х годов. Как раз в тот период американская армия начала использовать свой БПЛА MQ-1 Predator в локальных конфликтах. Позднее их улучшенные версии MQ-9 выполняли ударно-разведывательную роль в тех операциях, которые американцы называли борьбой с террором. Китайские военные через разведку отслеживали активность США на Ближнем востоке и Афганистане, поэтому неудивительно, что они тоже пожелали использовать беспилотники. Причем их класс должен быть не ниже, чем у американцев.

Некоторые БПЛА заслуживают отдельного внимания. Те, что используются для транспортировки оружия, не очень интересны. Изучить стоит модели, которые принимают непосредственное участие в бою, а также производятся с целью экспорта.

ASN-229A

Какая беспилотная авиация на вооружении у Китая?

Это самый легкий беспилотник из тех, что способны нести ракеты. Разработан и произведен специалистами из компании Xian Aisheng Technology Group. Специалисты из данной компании сконструировали более пятнадцати моделей беспилотных аппаратов. Ими произведено около 80% от всех БПЛА, состоящих на вооружении у армии Китая. Данная модель — самая большая по размеру от данного производителя. Используется для разведки, передачи ультракоротких радиосигналов, для управления артиллерийским огнем.

Он транспортирует неуправляемые ракеты, но при этом способен точечно атаковать движущиеся и маленькие цели.

Из особенностей конструкции можно отметить расположенное наверху крыло с большим удлинением и двухкилевое оперение. Двигателем является поршневая силовая установка, она дает энергию толкающему винту, состоящему из двух лопастей. Мотор расположен в хвостовой части, а в носовой — система для прицеливания и ведения обстрела, там есть датчик-тепловизор, лазерный прицел-указатель. Запускают этот беспилотник при помощи пусковой установки на твердом топливе, для посадки он использует парашют.

Может разгоняться до 220 км в час, находиться в воздухе до 20 часов. Поднимает в воздух до ста килограммов груза, набирает высоту до восьми тысяч метров. Показатели времени нахождения в воздухе и дальности существенно увеличены относительно моделей предшественников. Для ASN-229A была создана специальная станция управления с мобильным шасси.

СН-3А

Какая беспилотная авиация на вооружении у Китая?

В свое время Китай отставал от США по этим разработкам. Но когда дело вступила корпорация CASC, удалось создать модель, не уступающую американскому Хищнику. Беспилотники из данной линейки начали разрабатываться в середине 90-х годов прошлого века. Данный образец впервые продемонстрировали в Чжухае на выставке 2008 года. Макет произвел настоящий фурор. Данная модификация отличается от предшественников возможностью ударного использования.

Выполнен по схеме “утка”, оснащен поршневым двигателем, такой тип конструкции редко используется для летательных аппаратов столь большого размера. Он берет на борт 100 кг веса, размах крыльев составляет почти 8 метров. Разгонятся до скорости 240 км в час, остается в воздухе до 12 часов, поднимается вверх на 5 км.

Прием и передача команд возможны только в зоне прямой видимости. Как взлет, так и посадка выполняются в автоматическом режиме. Они делают это так же, как самолеты, могут взлетать даже с грунтовой взлетно-посадочной полосы и превосходно на нее садятся. Если быть объективными, то по характеристикам он все же уступает Хищнику США, в первую очередь в плане передачи данных, но он обладает высоким боевым потенциалом.

СН-4В

Какая беспилотная авиация на вооружении у Китая?

Очень похож на американские “Жнец” и “Утка”. У него есть две модификации — для разведки и ударная, последняя отличается тем, что может транспортировать средства авиа поражения. Ударная модель поднимает на борт 345 килограммов груза, это корректируемые бомбы и ракеты. Ввиду этого лобовое сопротивление выходит очень большим. При полной загрузке приходится заправлять меньше топлива для экономии веса, таким образом продолжительность нахождения в воздухе сокращается на 40%.

Это одна из тех моделей БПЛА, которая идет на экспорт. Ее стоимость для стран-покупателей составляет около четырех миллионов долларов. Такие приобретают Пакистан, Ирак, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и другие страны. Этот беспилотник привлекает вооруженные силы, так как три таких управляются от одной станции управления.

В соответствии со сведениями от других государств, у этого беспилотника не один двигатель, а два. После такого усовершенствования габариты остались прежними, а мощность значительно возросла. Еще одно прогрессивное изменение: расширение воздухозаборника и видоизменение носовой части, таким образом было обеспечено снижение тепловой заметности беспилотника, то есть повышена степень его безопасности.

СН-5

Какая беспилотная авиация на вооружении у Китая?

Когда общественность получила возможность впервые увидеть эту разработку, многие назвали его аналогом MQ-9 Reaper, принадлежащим США. Но есть отличия, первая линейка укомплектовывалась двигателями на 300 лошадиных сил, ввиду чего максимальная скорость  не может быть более 310 км в ч. Это очень большое летательное устройство, размах его крыльев достигает 21 метр. Такая махина способна взять на борт 1,2 тонны груза и подняться на высоту до 7 км. Без дозаправки может пребывать в полете до полутора суток. Для управления могут использоваться такие же наземные станции, как для двух предыдущих БПЛА. Но более высокую эффективность показывает при использовании спутниковой аппаратуры, в таком случае дальность станет выше и составит 2000 километров.

Дальность стрельбы достигает восьми километров. СН-5 запущен в серийный выпуск для собственных нужд Китая и на экспорт. Во втором случае стоимость составляет 11 млн долларов. Это на шесть миллионов дешевле, чем вышеупомянутый MQ-9 Reaper, с которым они так похожи. Но и по скорости китайская версия уступает.

Wing Loong

Какая беспилотная авиация на вооружении у Китая?

Это среднеплан с удлиненными крыльями. Уникален по сравнению с предшественниками по хвостовому оперению, в данном случае оно сделано цельным стабилизатором V-образной формы. Двигатель расположили в задней части, он предоставляет энергию винту из трех лопастей, присутствует возможность изменения шага лопастей. В передней части присутствует блок для круглосуточного мониторинга обстановки, устройство может самостоятельно искать цель и выдавать себе команды в соответствии с тем, что обнаружит.

Мощность двигателя составляет сотню лошадиных сил, размах крыльев составляет 14 метров. Достигает скорости 280 км в ч, это максимальный показатель. Поднимается вверх на высоту до 5 километров. Поставляется на экспорт, как в этой версии, так и в более старшей — Wing Loong II.

Wing Loong II

Какая беспилотная авиация на вооружении у Китая?

По компоновке соответствует более ранней модели, но стал значительно больше. Теперь размах крыльев достигает уже 20,5 метров. Оптимизировали аэродинамические характеристики, в связи с повышением размера и веса потребовался более мощный турбодвигатель. Способен нести повышенную боевую нагрузку. Производится не только в Китае, еще и Саудовской Аравии. Страны заключили соглашение в 2017 году, за предоставления права собственного производства Китаю заплатили десять миллиардов долларов.

Все эти модели производились последовательно, и с каждой из них разрыв между БПЛА Китая и США становился меньше. На сегодняшний день он продолжает сокращаться, но при этом стоимость китайской военной техники по-прежнему остается более выгодной. По этой причине производимые в Китае беспилотники конкурентоспособны.