Как выглядит римская дорога в разрезе и сколько их в мире?
Римскими дорогами называют те тракты, которые были созданы древними римлянами с целью передвижения военных сил, гонцов и торговых караванов. Карта римских дорог сейчас привлекает не только историков, археологов и других ученых-исследователей, но и туристов. Это важные исторические достопримечательности, возраст которых исчисляется тысячами лет. Как правило, это прямые участки пути, которые соединяют населенные пункты, самые короткие маршруты от одного до другого. Из этой статьи ты узнаешь, что особенного в римских дорогах и какие из них были первыми, как их строили, где на них можно посмотреть в наши дни?
Изначально римские дороги связывали между собой населенные пункты провинций Римской империи, позднее стали появляться на других территориях империи, связывая политические и торговые центры. Первые из них были созданы для военных целей, затем упор пошел на экономику и торговлю. Есть мнение, что именно развитая дорожная сеть в будущем позволила варварам разворовать Римские земли.
Появление первых дорог
Первые правовые акты, имеющие отношение к дорожному строительству, датируются пятым веком до нашей эры. Законы строго регламентировали конфигурацию: ширина — 2,45 метров, на поворотах — расширение до 4, 9 метров. Владельцев земель, прилегающих к трактам, обязывали отгораживаться, чтобы путники ехали именно по дороге, а не произвольно.
Позднее весь Апеннинский полуостров покрылся сетью таких дорог. Каждая называлась именем цензора, руководящего строительством, или по названию области, где пролегала. Известны случаи переименования, трактам давали имена тех деятелей, которые их реконструировали. Первая дорога была вымощена полностью, другие мостили только в черте городов и на прилегающих территориях. Оставшиеся отрезки были посыпаны гравием, песком и щебнем.
Ты можешь оценить состояние первой римской дороги на фото:
Период расцвета
Империя расширялась, подобные дороги начали создавать и на захваченных землях. Разные специалисты считают, что во время расцвета общая продолжительность достигала 80-300 тысяч километров. Большой интерес к путям проявляли купцы. Если другие средиземноморские страны делали упор на речную и морскую торговлю, то римляне были заинтересованы в развитии сухопутных торговых путей. Это позволило им сотрудничать с Африкой, Азией и Европой, что привело к экономической экспансии. Развитие сделало возможным специализацию отдельных местностей на производстве тех или иных видов товаров. К примеру, в Галии делали керамику и мясные копченые изделия, в Нумидии — выращивали злаковые культуры, в Иберии — производили масло и вино.
Как строили?
Чаще всего в роли строителей выступали солдаты, особенно в периоды без военных действий. Поэтому к местам военных лагерей подходили отдельные дорожные отводки. Другие участки создавались пленными, рабами и поселенцами, которые жили поблизости от проложенного маршрута. Мнение о том, что все римские дороги делали по одному проекту, ошибочно. Выбор материалов и технологий во многом зависел от ресурсов окружающей местности. Состояние тоже зависело от расположения: природных и географических особенностей, ухода за трактом.
При проектировании в первую очередь отталкивались от топографии местности:
- на ровных землях требовалось откопать небольшое углубление, тогда после укладывания всех слоев дорога возвышалась над поверхностью по установленному стандарту;
- на пересеченной местности рыли небольшие канавы по бокам, из них брали грунт для насыпи. Дорожная поверхность приподнималась или сравнивалась с возвышенностями;
- в зонах с оседающим грунтом устанавливались укрепительные подпорки.
- Римская дорога в разрезе демонстрирует свою многослойность. Материалы использовали разные, делая упор на то, что можно добыть неподалеку. Но слоев всегда было несколько:
- Statumen, это основание. Складывалось из огромных необработанных каменных плит. Своеобразный фундамент, промежутки между камнями обеспечивали дренирующий эффект;
- Rudus, это прослойка из мелкого гравия или песка. Также назывался Nucleus, то есть сердцевина, центральная часть. Данная прослойка выравнивала, позволяла добиться ровной поверхности;
- Summum dorsum, верхний слой. Это известь, земля, мелкий песок. Чтобы по тракту было комфортно ехать, покрытие должно быть мягким, но при этом для надежности оно должно быть еще и прочным.
Как было сказано выше, мостились пути редко, в основном на территории городов. Поверхность дороги была слегка выгнутой, благодаря этому решению во время дождя вода не скапливалась, а сливалась на обочину. По двум сторонам от дороги были протянуты канавы, со временем они становились глубже, так как из них брали грунт для подсыпки. Часто вдоль дороги пролегал еще один путь для всадников и пешеходов, чтобы они не мешали движению.
Сохранившиеся римские дороги
Сетка путей покрыла не только большую часть европейского континента, но и Африку с Азией, а также острова. Риму было нужно сохранить свое влияние на огромной территории, и для этого требовалась огромная и мобильная армия. Ввиду этой особенности в некоторых местностях мы можем увидеть римские дороги в наши дни.
Список сохранившихся достопримечательностей достаточно обширен:
- Аппиева, самая первая из созданных. В наши дни представляет собой современную автостраду, небольшие отрезки которой — это уцелевшее древнее покрытие из булыжников;
- Домициева, сделана в 120 году до нашей эры, проходит через Галлию, соединяет Рим с Испанией. Одна из самых хорошо сохранившихся, плоские каменные глыбы соединены цементом, в те времена их делали из пуццолана;
- Агриппиева, идет во Францию, ей около 2000 лет. Несмотря на древность, отдельные участки используются и сейчас. Увидеть наиболее красивый отрезок можно около Лиона;
- Календская, ровесница предыдущей, на территории современного Крыма. Проходит над обрывами, что несвойственно для римских путей. Обычно римляне делали все возможное, чтобы проложить прямо, порой даже прорубали скалы. Есть еще одно существенное отличие, она уже, средняя ширина — два метра. Сейчас это популярный туристический прогулочный маршрут;
- тракт из Виндонисса в Гренарио, можно увидеть на территории современной Германии;
- Эгнатиева, одна из самых длинных, достигает 800 километров по продолжительности. Через Турцию, Албанию, Македонию ведет в Рим. Ее строили почти сотню лет, так как некоторые участки были очень сложные в плане рельефа. В последствии города, через которые проходил путь, стали успешными в торговле;
- Августова, превосходит предыдущую по длине, достигает 1500 км. Проходила через Барселону, остатки можно увидеть в Сагунто. Этот путь был назван не в честь строителя, а в честь императора Октавиана Августа;
- в Салониках. Проходит прямо по центру года, по действующему перекресту и проезжей части. Была создана в четвертом веке до нашей эры. Отличается шириной — целых 7,5 метров. Ее нашли, когда строили метро и удивились, что расположение совпадает с современными улицами;
- Рыкнилдкая, проходила по Англии. Отрезок, на который можно посмотреть, сохранился в Бирмингеме;
- Блэкстон Эдж, построен на Ришвортских болотах, что очень сложно даже в наши дни. Значимый пункт на карте римских дорог находится недалеко от Манчестера, это отрезок отлично сохранившейся Блэкстон Эдж, уцелела даже канава для отвода воды.
Теперь ты знаешь, что такие многослойные дороги есть даже в нашей стране. Это настоящие исторические памятники, которые сохранились спустя тысячелетия.