Как развить свой мозг до максимума
Как развить мозг до предела? Где этот предел? Является ли он общим для всех или это понятие индивидуально?
Мозг человека – сложная, высокоорганизованная и многоуровневая система, состоящая из множества областей. Каждая из них отвечает за определённый вид деятельности: за мышление, за память, за эмоции и т. п. Работа мозга осуществляется в результате активности нейронов, генерирующих электрические сигналы, и их связей, которые и позволяют мозгу интерпретировать то, что видят глаза, слышат уши, ощущает тело и т. п. Наибольшим количеством нейронов располагает мозг новорождённых детей. Однако на столь ранней стадии развития личности нейроны бесполезны, поскольку между ними ещё не сформировались нужные связи. А формируются они под действием внешней среды: звуков, запахов, картинок. Чем больше информации получает ребёнок, тем сложнее связи, тем разумнее малыш.
Это правило применимо и ко взрослым людям, в том числе и тем, кто уже в возрасте. Разница заключается лишь в том, что для развития мозговых способностей или их поддержания недостаточно просто смотреть по сторонам, как во младенчестве, необходимо применять иные методы. Чем больше нейронных связей удаётся сформировать, тем выше умственные способности личности.
12 советов на тему «как развить свой мозг до максимума»
Развитие мозговых функций взрослого человека, тем более если речь идёт о достижении максимально возможного уровня их активности – это комплексная система действий. Она должна одновременно включать здоровый образ жизни, определённый психологический настрой, эмоциональное поведение и специальные тренировки.
Здоровое питание
Правильное питание – залог сохранения нейронов и их связей. Для расширения возможностей мозга в рационе обязательно должны присутствовать орехи, овощи, фрукты, жирная рыба и достаточное количество воды. А вот алкоголь следует исключить полностью: он не только разрушает имеющиеся нейронные связи, но и препятствует их созданию и восстановлению.
Лишний вес разрушает нейронные связи, а избыток сахара и присутствие большого количества трансжиров провоцируют воспалительные процессы. В результате организм переходит в режим сохранения энергии, можно сказать «впадает в спячку».
Недостаток еды вызывает противоположное действие: организм все силы бросает на восполнение недостатка питательных веществ, что сопровождается агрессией, нервным перевозбуждением. сокращением продолжительности жизни мозга. В обоих случаях центральный орган вынужден решать проблемы выживания, а не совершенствования.
Здоровый сон
Сон – это время восстановления физических сил и возможность для мозга спокойно осмыслить и усвоить всё то, что было узнано за день. Если период сна слишком короток, то качество усвоения нового материала резко снизится. Например, если не выспаться в ночь накануне экзамена, то полностью показать свои знания не удастся: что-то вылетит из головы, нужный пример не придёт в голову сразу и т. п.
Физические тренировки
В процессе комплексных физических тренировок в организме вырабатываются гормоны, способствующие:
- улучшению памяти;
- ускорению усвоения новых навыков;
- защите имеющихся нейронов.
Поэтому для стимуляции мозговой активности необходим любой вид движения: бег, ходьба, аэробика, танцы. Избегать следует опасных видов спорта, при занятии которыми можно получить травму головы.
Позитивное мышление
Позитивное мышление, оптимистический настрой, смех способствуют снижению уровня повседневного стресса, нервного перенапряжения, угрозы срыва, убивающих и нейроны, и их связи. Частый смех, в процессе которого выделяется эндорфин, – это отличный естественный антидепрессант, снижающий как физическое, так и умственное напряжение. Поэтому смейтесь чаще: читайте анекдоты, смотрите кинокомедии.
Любознательность
В основе любознательности лежит желание постоянно узнавать что-то новое. Это можно делать, читая книги, осваивая новые навыки или даже профессии, путешествуя. Чем больше человек увидел, услышал, освоил, тем шире поле деятельности для мозга. Именно так зарождаются новые идеи, планы и проекты, которые вполне могут привести к Нобелевской премии.
Обучение
Мозг не теряет способности к обучению на протяжении всей жизни. Более того, постоянное обучение чему-то новому не дает ему «застыть» на достигнутом. Можно в 30 лет начать учиться играть на скрипке, в 40 – рисовать в 50 – заняться китайским языком и достигнуть при этом отличных результатов. При этом чем дольше человек сохраняет интерес к обучению, тем дольше мозг остаётся молодым и сильным.
Выходите из зоны комфорта
Зона комфорта для мозга и для тела – это ситуации с привычными действиями, при которых можно что-то делать «на автомате». Чтобы дать нейронам новый импульс для деятельности, подобных ситуаций следует избегать. Самый простой способ: если вы правша, то начните привычные действия (браться за ручку дверей, держать ложку за обедом) делать другой рукой. Мозгу опять придётся приспосабливаться. При этом активизируется правое полушарие, отвечающее за творчество, эмоции, воображение. Чтобы специально развивать только левое или только правое полушарие существуют специальные упражнения.
Чтение книг
Чтение новых книг, особенно сложных, – отличная стимуляция работы мозга и способ создания новых нейронных связей. Оно одновременно задействует множество процессов: визуальные, слуховые, понимание. Чтение более полезно, чем прослушивание или просмотр, поскольку у мозга больше времени на «переваривание» информации, её анализ и запоминание.
Изучение иностранных языков
Изучение иностранных языков – ещё один проверенный способ расширения возможностей мозговой деятельности. Именно языков, а не языка. По свидетельствам людей, владеющих несколькими языками, изучение каждого последующего даётся проще предыдущего. При изучении первого нейроны сформировали определенную систему, и с каждым следующим языком они просто дополняют (расширяют) эту систему, строя аналогии, находя сходства, упрощающие запоминание, фиксируя различия.
Интеллектуальные тренировки
Интеллектуальные тренировки подразумевают разгадывание загадок, кроссвордов, шарад, решение математических и логических задач, игру в шахматы и др. Эти все приёмы можно назвать «гимнастикой для ума». Они необычайно эффективны, поскольку с каждой решенной задачей расширяются мыслительные способности мозга.
Тренируйте концентрацию
Концентрация тренируется посредством медитации. Исследования подтвердили, что в результате систематической практики медитации, в зонах, контролирующих внимание и обработку внешних сенсорных сигналов, увеличивается количество серого вещества.
Научитесь ничего не делать
Ничего не делать в нашем случае не означает бездельничать или лениться. Дело в том, что мозгу, как и любому другому органу, необходимо отдыхать – не спать, а именно не работать во время бодрствования: не анализировать, не запоминать, не искать решение, а просто находиться в тишине и покое. Такие паузы приводят мысли в порядок, позволяют всю информацию «разложить по полочкам» и дают возможность работать органу более эффективно. Вышеописанные советы достаточно исчерпывающе дают ответ на вопрос, как развить свой мозг до предела. Также очевидно, что предел развития у каждого человека свой и зависит не только от врождённых данных, но и от целеустремленности, здорового образа жизни и систематичности тренировок.
Читателю также интересно будет ознакомится со статьёй о том, «Как мозг справляется с многозадачностью?».