Мы запоминаем какие-то вещи, потом можем их забыть и вспомнить вновь, мы пытаемся управлять своей памятью, но до конца не понимаем, как она утроена. Как работает память человека?

Феномен человеческой памяти находится в ведении физиологов, биологов, физиков, химиков, математиков и других представителей научного мира. Не имеющие отношения к науке люди пользуются своей памятью, но они до конца не понимают, как она устроена, и как она работает. Что есть память человека? Как мы можем запоминать и забывать?
Наука не может точно ответить на вопрос, что представляет из себя память в измерении времени и пространства. Существует несколько теорий на этот счет. Человечеству не известно, где именно расположена память, предположительно она находится в каждой из областей с серым веществом в головном мозге.
Одинаковая информация может быть записанной в разных отделах памяти. Точно известно, что пространственная память располагается в гиппокампе, в нее помещаются данные об обстановке – помещения, виды на улице, красивые пейзажи. Эти сведения хранится в гиппокампе, но когда мы пытаемся вспомнить, то есть достать ее через какой-то период, она может быть раздобыта из другого отдела. Дело в том, что мгновенные воспоминания содержатся в одном хранилище, а для продолжительного сохранения информации предусмотрено другое.
Наука не смогла выявить четкую закономерность, как оперативная память переходит в долгосрочную, мозг человека устроен намного сложнее, чем компьютер. Непосредственные ощущения фиксируются в рабочей памяти, параллельно с процессом записи запускаются еще два процесса – среднесрочная и долговременная память. Деятельность головного мозга настроена на оптимизацию расхода ресурсов, то же самое происходит и с памятью. Текущая память быстро записывается, но точно так же быстро стирается, важная информация, значимость которой подкрепляется эмоциями, переходит в среднесрочную и долгосрочную память. Эмоциональное подкрепление очень значимо, так как с точки зрения физиологии эмоции являются мощной стимуляцией.

Когда человек испытывает эмоцию, его тело вырабатывает соответствующий гормон-медиатор, что оказывает влияние на биохимию памяти.

Гормоны-медиаторы могут способствовать перемещению информации в долгосрочную память или действовать обратным образом – препятствовать этому перемещению. К примеру, выработка гормонов удовольствия - морфинов, каннабиноидов, опиоидов и других наркотических веществ, производимых телом человека, способствует повышению эффективности контактов и записи данных в долговременную память. Даже маленький ребенок надолго запоминает то, что доставило ему удовольствие.
Для ученых из разных областей очень интересны процессы биохимического подкрепления памяти, сейчас они активно изучаются, но не так продуктивно, как хотелось бы. В качестве испытуемых выступают крысы и другие лабораторные животные, которые не могут описать свои эмоции, как бы это сделали люди. Интересен не только механизм записи данных в памяти, но и способ ее извлечения. Наука склоняется к тому, что память не извлекает заложенную ранее информацию, а генерирует ее вновь. Некоторые разновидности памяти действительно модифицируются, поэтому люди часто сталкиваются с ложными воспоминаниями.
В научном мире актуальна гипотеза о «молекуле памяти», ее существование точно не доказано, но на этот счет уже существует множество научных работ. Если бы «молекула памяти» существовала бы на самом деле, то механизмы записи, перемещения, изменения и стирания информации из памяти стали бы объяснимыми. Поиски и попытки выявления молекулы памяти ведутся уже две сотни лет, но пока она остается виртуальным и неизвестным носителем информации.