Как называется римская дорога в Крыму и как туда добраться?
Римская дорога в Крыму носит название Календская тропа, и это одна из наиболее интересных достопримечательностей. Маршрут легкий, но при этом слабо изученный туристами. Интерес к ней от года к году возрастает, при этом историки до сих пор спорят о периоде создания дороги. Одни специалисты относят ее к античным, другие считают, что достопримечательность появилась позже. В любом случае это интересный объект, в данной статье ты найдешь ответы на самые важные вопросы относительно него: известные факты из истории создания римской дороги, что в ней интересного для туристов, как самостоятельно добраться до этого объекта.
Несмотря на то, что историки так и не вынесли окончательного вердикта относительно периода создания Календской тропы, ее популярность среди туристов возрастает. Это легкий маршрут, не спортивный и даже не оздоровительный, скорее прогулочный, то есть максимально доступный для людей в любой физической форме.
Начинается старая римская дорога в Крыму от села Подгорное, что относится к Севастополю. Доходит до поселка Олива, продолжительность главного тракта достигает 11 км. Если пройтись по прилегающим тропкам, то маршрут станет заметно продолжительнее. Название произошло от старого поселка Календия. В свою очередь название поселка произошло от слова “календарь”, так в Древнем Риме называли даты сбора долгов и налогов. Согласно одной из теорий, данный тракт использовался в античные времена именно для сбора податей.
Из истории
Об античных поселениях на территории полуострова сохранилось не так много исторических сведений. Однако, есть летописи с упоминанием дороги от Херсонеса до других прибрежных поселений, сначала она была греческой, потом римской, создавалась для военных целей. В средневековье пути была разграблены, поэтому многие из них не сохранились. Специалистам в области истории остается лишь собирать обрывки фактов и радоваться редким археологическим находкам.
На маршруте до сих пор находят эллинские монеты. Историки связывают это с активным торговым сообщением. После прихода латинян в Крыму образовался строгий протекторат армии, так дорога стала уже не торговой, а военной. По ней перемещались отряды легионеров и солдат. Они сопровождали служащих, которые собирали налоги, а также попавших в плен кочевников, которых продавали в рабство.
Во время тюркских нашествий многие города были разрушены до руин. Чтобы восстанавливать крепости, дороги разбирались на камни. Об этом тракте вспомнили только в 18 веке, когда получилось отвоевать полуостров у турок. А в 20-е годы прошлого столетия здесь произошло землетрясение, и плотные слои грунта ушли на глубину. На несколько десятилетий о достопримечательности забыли, маршрут зарос деревьями, местами покрылся непроходимыми оврагами.
В наши дни достопримечательность восстанавливается. Этот объект можно порекомендовать для программы знакомства с Севастополем. Теперь это не только уникальные природные объекты, но и инфраструктура: указатели, маркировка тропок, лавочки для отдыха. Постепенно восстанавливаются новые ответвления, благодаря чему общая продолжительность становится больше. А информационные знаки помогут не заблудиться неопытным туристам.
Маршрут
Самый популярный способ выйти на маршрут римской дороги в Крыму — это доехать до Подгорного, затем пройти на юг. Заблудиться не получиться, там всего одна грунтовая дорога. В начале маршрута установлены указатели. Чтобы было проще, можно взять за ориентир гору Хазанжик, ее будет видно впереди.
В теплое время года до ближайшего лесничества легко дойти по утоптанной гравийке, она практически не петляет. По пути можно будет увидеть металлические кормушки, из них едят косули и другие обитатели местного животного мира. Неопытные туристы относят эту часть к основному маршруту, но он еще не начался. На это указывают желтые стрелки на деревьях, цифры на них указывают, сколько метров осталось до начала.
Специалисты пришли к выводу, что в древние времена дорога была в начале прямой и располагалась строго параллельно берегу моря, а ближе к завершению становилась серпантином. Если ты на маршруте первый раз, то изучи указатели, и перемещайся по сплошной линии, не по пунктиру. Так тебя не введут в заблуждение многочисленные ответвления.
Настоящую римскую дорогу можно будет увидеть через четыре километра. Точнее это ее уцелевшие остатки, ради который сюда приходят туристы. Ее основная часть сохраняет ширину 3-5 метров, но местами она плутает и заводит в хвойные колючие заросли. Желательно приходить сюда в нескользящей обуви и с палками для ходьбы, следующие четыре километра будут скользкими даже в жаркие летние месяцы. Причина в том, что камень порос мхом.
По этой тропе нужно идти до памятника советским партизанам, это очередной ориентир перед развилкой. На ней нужно повернуть направо, тогда ты будешь двигаться в сторону моря. Это единственная тропинка к достопримечательности под названием Чертова Лестница. Название в данном случае более пугающее, чем сам объект. Высота перепада — не более 200 метров. Стоит спуститься, и перед туристом возникнет новая трасса, будет видно поселок Олива. Это означает, что маршрут пройден.
Можно пройти в обратном направлении, начиная от Оливы. На самом деле стартовых точек намного больше. Если подробно рассмотреть расположение римской дороги в Крыму на карте, то мы увидим, что попасть на маршрут можно от Балаклавской бухты или Скельской пещеры. Входы есть прямо на трассе Ялта-Севастополь, они выглядят, как каменная кладка или как деревянные ворота.
Любопытные факты
Ученые не определились, какие именно участки тропы относить к римской дороге. Согласно латинской традиции, дороги делались прямыми, а здесь мы видим серпантин. Именно поэтому причине есть специалисты, которые считают, что тракт создавался не римлянами, а турками в более поздние времена. В таком случае достопримечательность не имеет отношения к античности. Выделяют один участок, который подходит под римское каноны, он расположен в Гурзуфе.
Еще одна гипотеза гласит о том, что дорогу проложили татары. Они действительно могли создавать оборонительные укрепления на перевалах, но только в теории. На практике в данной местности не было обнаружено характерного для татар кочевого строительства, и документальные подтверждения тоже отсутствуют.
В дореволюционный период по этому перевалу довелось пройти Александру Сергеевичу Пушкину, он ехал в Бессарабию через Крым. Он написал про это эмоциональное письмо своему другу, в котором рассказал, как ему пришлось идти пешком, держась за лошадиный хвост. Поэт сравнил это с каким-то древним татарским ритуалом.
В 60-е годы прошлого столетия на одном из участков пути нашли каменные наконечники от стрел. Это стало важным открытием, доказательством того, что древние люди присутствовали здесь уже во времена неолита. После такого известия сюда устремилось огромное количество желающих найти золото скифов. Советской власти удалось пресечь вандализм со стороны черных копателей. В противном случае достопримечательность скорей всего не сохранилась бы до наших дней.
Похожие каменные плиты были обнаружены недалеко от разваленной крепости Чембало, район Балаклавы. Крепость строили генуэзцы в середине 16 века. Предположительно, что для создания использовали те самый античные камни. Однако, утверждать невозможно, так как крепость была разрушена до основания.
Чтобы добраться до начала маршрута к римской дороге в Крыму, можно воспользоваться общественным транспортом. Подойдет автобус “Ялта-Севастополь”, выходить нужно на остановке “Подгорное”.