Как мозг справляется с многозадачностью?
Все мы живем в режиме многозадачности, но не можем объяснить, что такое многозадачность, и как она осуществляется. Как головной мозг переключается между задачами и выполняет их одновременно?
Психология считает, что у каждого человека одно из полушарий мозга развито сильнее, в зависимости от преобладающего полушария проявляются поведенческие особенности личности. Это не совсем так, головной мозг – это единый орган, его работа заключается в постоянном обмене информацией между полушариями. Именно нейронные связи для передачи информации между полушариями обеспечивают многозадачность.
Полушария головного мозга можно разъединить, при этом это не сильно отразится на работе органа. Такая практика используется при лечении эпилепсии.
Изучение работы мозга при разъединении полушарий позволяет понять, как происходит распределение одновременно протекающих процессов. Оба полушария обрабатывают данные по отдельности, при этом каждое из них не знает, чем в данный момент загружено другое.
Ученые высказывают мнение, что даже без процедуры разъединения мозг может распределять задачи между полушариями. Таким образом он может решать две задачи одновременно. Для изучения был проведен эксперимент, при котором люди выполняли две задачи одновременно – вели машину и слушали запись по радио. Такая ситуация была выбрана не случайна, это привычное действие для людей, к тому же наука достаточно хорошо изучила процесс обработки головным мозгом зрительной и слуховой информации.
В ходе исследования участники передвигались по дороге с двумя полосами при отсутствии других участников движения и перекрестков. Чтобы задача не была слишком простой, водителям давали дополнительные задания, к примеру, перестроиться на другую полосу. Задания участники получали из навигатора, он говорил таким же голосом, как и радио. В ходе эксперимента научная группа оценивала, насколько хорошо участники воспринимают информацию на слух, после окончания испытания участники давали оценку, насколько им было сложно.
Когда поступающая слуховая информация имела отношения к тому, чем занят человек, то есть к вождению, то мозг разделялся на две системы, функция вождения и слуха осуществлялись раздельно. Когда участники ехали под звуки голоса из радио, они тоже воспринимали информацию, но мозг обрабатывал вождение и слух, как единую задачу.
Этот эксперимент показал, что головной мозг самостоятельно регулирует, когда нужно разделять задачи или соединять их в одну. Однако, выводы были сделаны на основе магнитно-резонансной терапии, а в испытании приняло участие небольшое количество человек, поэтому данный эксперимент нельзя считать абсолютно точным. Как часто бывает, исследование вызвало вопросов больше, чем дало ответов. Учитывая то, что головной мозг обрабатывает не только визуальную и слуховую информацию, неизвестно, какие задачи могут быть объединены между собой, а какие – выполняться только по отдельности. Науке предстоит выяснить, какие именно системы регулируют процесс объединения или разъединения функциональной нагрузки на полушария мозга.