Как круиз-контроль влияет на потребление топлива?
Все водителям хотелось бы, чтобы машина потребляла как можно меньше топлива. Кому-то хочется сэкономить, кто-то рассчитывает заезжать на заправку как можно реже. На потребление влияет множество факторов, в первую очередь стиль вождения и использование добавок. Чтобы снизить расход, не всегда достаточно убрать ногу с педали газа. Разберемся, экономит ли топливо круиз-контроль и как вообще работает это устройство. Многие автолюбители пользуются круиз-контролем интуитивно, не оценивая всех преимуществ этого режима. В этой статье мы рассмотрим, что дает использование круиз-контроля на практике.
Круиз-контроль особенно удобен для поездок на дальние расстояния, хотя для небольших расстояний он тоже может быть полезен. Для начала разберемся, что это за режим.
О круиз-контроле
Он позволяет поддерживать одну и ту же скорость, и человеку за рулем уже не нужно это контролировать, можно убрать ногу с педали газа. В условиях города плотность потока постоянно разная, поэтому круиз-контроль практически не нужен. Но все меняется при выезде за черту города, особенно если предстоит ехать по длинной дороге с качественным покрытием.
Система может быть пассивной и адаптивной. Первая включает в себя кнопки управления, автоматический контроллер, привод дроссельной заслонки и сервопривод, а также электромагнитные клапаны для управления всем этим. Заданная скорость будет оставаться постоянной при движении по прямой дороге, на спусках и подъемах. Система не включается на скорости менее 40 километров в час, принудительно активировать ее не получится, если нажать на тормоз, то круиз-контроль просто выключится.
Активный круиз-контроль, он же адаптивный, является более совершенной системой. Она не только поддерживает указанную скорость, но и следит за скоростью потока, то есть обеспечивает безопасность на дороге, сохраняя дистанцию. Это работает так: ты пристраиваешься за другой машиной, когда активная система включена. Она распознает номер машины впереди и следует с такой же скоростью до момента, пока вас не будет разделять безопасное расстояние или не изменится рельеф дороги. Работает при скорости от 30 до 200 км в час, отключится, если водитель уберет руки с руля. Есть существенный недостаток: если у машины грязные номера, система может ее не распознать. Существует и другой тип, с ним машина не ищет окружающий транспорт, а следит за дорожной разметкой, но при появлении машины впереди скорость будет скинута.
Водить с активным круиз-контролем комфортнее и безопаснее, но им оснащают лишь самые дорогие машины. Нужно учитывать, что любая система может давать сбой, поэтому даже самая современная не избавляет водителя от необходимости быть внимательным за рулем.
Подходим к самому интересному: круиз-контроль является наиболее экономичным режимом для двигателя. Это забота не только о себе, но и об окружающей среде, страдающей от выхлопов. Но почувствует ли автолюбитель экономию от такой экологичной езды — вопрос неоднозначный.
Снижается ли расход?
Чтобы ощутимо сэкономить, нужно не только использовать круиз-контроль, но и обладать некоторыми полезными привычками. На расход влияет не только стиль езды, но и другие факторы. К примеру, включенный кондиционер может повысить расходование на целых три литра на сотню километров, но вряд ли кто-то в жару пожертвует своим комфортом ради такой экономии. Влияние оказывает и другое оборудование, в том числе и освещение, а также установленные аудиосистемы. Расход повышается от динамической езды, но иногда она просто необходима.
Длительное движение на постоянной скорости действительно снижает расход, более того, от этого снижается износ деталей и расходников. Влияет даже такой казалось бы незначительный фактор, как открытые или закрытые окна. Если они закрыты, то сопротивление воздуха будет ниже. Другие факторы — загруженность транспортного средства, равномерность давления в камерах, торможение двигателем и другие. Изучить тему более подробно ты можешь в статье “10 полезных советов от автолюбителей по экономии бензина”.
На ровной местности
Многое зависит от вида системы и от дорог, по которым предстоит ехать. Простой круиз при умеренном движении по прямому полотну позволит немного сэкономить. Объяснение в том, что темп движения будет равномерным, без лишних замедлений и ускорения. Система обнаружит самые минимальные колебания и снизит их до указанного диапазона. Сделать так в ручном режиме не получится, так как водитель не сможет постоянно смотреть на спидометр. В данном случае привод будет работать под постоянной нагрузкой, и через несколько сотен километров разница в количестве расходуемого топлива будет ощутимой.
Экономию добавляет и психологическая составляющая. На круиз-контроле тебе не захочется идти на обгон без крайней необходимости. С ним водитель не будет часто выжимать газ, так как он расслаблен, скорей всего его устроит даже если скорость будет немного ниже, чем он выбрал бы в ручной режиме. Для того, кто еще этого не испытывал, звучит сомнительно, но это работает. Только представь: тебе не нужно контролировать скорость, ты можешь просто наслаждаться вождением, а если водитель впереди будет ехать не 110, а 100 км в час, то тебе будет проще снизить скорость, чем обгонять его.
При подъемах и спусках
Большое количество спусков и подъемов увеличивают расход топлива, даже если они будут не очень крутыми. Разберемся, как работает круиз-контроль на такой дороге. У системы есть задача — стабилизировать темп движения, и она будет придерживаться ее любой ценой. При движении вверх это будет достигаться за счет максимальной дроссельной заслонки, и расход от этого конечно же возрастет. На спусках ей придется тормозить, чтобы машина не ускорялась. При использовании пассивного контроля только человек за рулем сможет принимать решения, как вести себя в той или иной ситуации, например, разогнаться перед горкой или затормозить двигателем на спуске.
Все будет иначе, если это активная система, которая поддерживает спутниковую навигацию. В таком случае электроника сможет прогнозировать изменения на дороге. К примеру, сможет пройти некоторые участки без ненужного воздействия на приводной блок. У некоторых есть режим “парусного спорта”, он предназначен для спусков, когда нужно регулировать скорость торможением.
Выгоден ли круиз-контроль?
Такая система неоспоримо удобна, так как с ней водить комфортнее. Она дает отдых ногам, да и в целом позволяет расслабиться. Это касается движения за городом в неплотном потоке, в городе она не понадобится, так как использование может быть опасным.
Расход топлива действительно может стать ниже, но с несколькими оговорками. Это зависит не только от наличия или отсутствия круиз-контроля, но и еще от большого количества факторов, как стиль езды, ровность дороги и даже качество покрытия. Экономия распространяется на ровные дороги, на них водителю не нужно играть с газом, равномерность экономит горючее. Это становится заметным через пару сотен километров движения по ровной дороге, если водитель будет придерживаться размеренного вождения, не отжимая газ в пол, чтобы обогнать другие машины. Чтобы снизить потребление еще сильнее, нужно оценить среднюю скорость потока и задать показатель чуть меньше, тогда необходимость обгонять исчезнет сама собой.
Но есть неоднозначные моменты, при которых такая удобная опция, как круиз-контроль уже не снижает, а повышает расход. К примеру, при движении по горной местности с постоянными подъемами и спусками. Компьютер будет стремиться сделать все возможное, чтобы сохранить заданный темп, в том числе и повысит потребление.
Адаптивная системы выгоднее, проще и удобнее в целом. Она будет не только видеть и фиксировать возникающие впереди транспортные средства, подстраиваясь под них и выбирая безопасное расстояние, но и анализировать изменения рельефа. Такой круиз-контроль будет учитывать все спуски и подъемы, он рационализирует все показатели, в том числе и расход топлива. В таком случае адаптивная опция будет экономнее классического вождения.
Круиз-контроль конечно же стоит использовать, но делать это нужно с умом. Система станет настоящей находкой при поездках на длинные дистанции по ровной местности, она будет намного удобнее и экономичнее ручного управления. Мы разобрали, экономит ли топливо круиз контроль на разных типах дорог, и можем сделать вывод, что на пересеченной местности его лучше не использовать. Расслабиться на такого дороге все равно не получится, так как потребуется постоянно следить за тем, что происходит вокруг.