Инновации в супермаркете: роботы, этика бренда и осознанность потребления
Данные доклада Grocery Tracker таковы: в прошлом году в Америке открылось на 29% меньше продуктовых торговых точек, чем годом ранее. Розничные магазины тоже учитывают зарекомендовавшие себя с лучшей стороны практики продаж через интернет. Об этичности изготовления и потребительской осознанности в статье ниже.
Роботы вытесняют людей
По мере того, как стоимость производства робота становится меньше, чем зарплата человека, умные машины начинают занимать всё больше места в экономике. Бюро экономического анализа США констатирует, что рабочие места действительно замещаются роботами, но лишь те позиции, которые люди занимают неохотно. Это особенно заметно в развитых странах с быстро стареющим населением.
Масштабы роботизации в данной сфере еще не набрали таких стремительных оборотов, как в промышленности, но замещение в той или иной мере имеет место быть.
Российский ритейл следует за ведущими мировыми практиками: сеть “Дикси” уже сейчас внедряет систему компьютерного зрения на складе. 3D-камера, которой оснащены погрузчики, распознает и ведет учет товаров, которые проходят через складской транспорт.
Тренд на осознанное потребление
Не только ИТ-инновации формируют изменения в продуктовом ритейле, социальные факторы также играют важную роль. Центральным понятием становится “осознанное потребление” (от англ. mindfulness). Суть термина - потребители-миллениалы желают знать всё о товаре, который приобретают: ингредиенты, особенности изготовления, политику бренда, чтобы выяснить, соответствует ли он их этическим взглядам.
Предполагается, что при согласии потребителя с морально-этической позицией бренда, он будет гораздо лояльнее к нему. Когда человек окажется перед полкой с продуктами, он непременно выберет тот товар, о котором осведомлен, как о “хорошей”, “заботливой” марке.
Еврозона и Америка - рекордсмены по количеству “этичных акций” в розничной сфере. Одним из примеров таких акций является маркетинговая кампания CVS - призыв приобретать закуски, чтобы помочь малоимущим (процент от каждой покупки отправляется на благотворительность).
Супермаркет теперь не просто магазин
Несмотря на растущие онлайн-продажи в продуктовом сегменте, офлайн-ритейл будет жить, но для этого им надо удержать покупателей чем-то большим, чем просто продукты.
Один из вариантов для развития магазинов - сделать себя точкой притяжения покупателей при помощи собственной кулинарии, ресторана, клуба ценителей винных напитков и т.д.
Согласно отчету Waitrose Food&Drink Report за 2017-2018 годы, люди продолжают посещать офлайн-магазины: в Англии 65% населения ходят в супермаркеты более 1 раза в сутки. Во-первых, никто не хочет набрать ненужного, продукты имеют свойства портиться. Во-вторых, при визуальном осмотре товара может возникнуть побуждение купить его или наоборот: в магазине можно подержать овощ в руках и определить его свежесть, что нельзя сделать в интернет-магазине.
Вы покупаете продукты, магазины собирают данные
Предиктивная аналитика - больше не привилегия онлайн-продаж. Компания McKinsey считает, что машинное обучение играет основополагающую роль в улучшении процесса поставок свежих продуктов. Как применять информацию о потребителях продемонстрировал крупный продовольственная фирма Kroger, которая посредством анализа информации с видеокамер и датчиков инфракрасного излучения определяет:
- ночью или днем и с кем покупатель посещает супермаркет;
- сколько времени тратит на покупки;
- какие у него предпочтения.
Его конкурент Walmart занимается машинным обучением, но для оптимизации процессов службы доставки на дом.
Невозможно отрицать, что новые технологии изменяют нашу жизнь с каждым годом всё сильнее: грань между интернет-магазинами и офлайн-ритейлом размывается. Сфера реализации товаров постепенно адаптируется к новшествам: следит за настроением покупателей, их взглядами и пожеланиями. Вопросы этики изготовления и осознанности потребления выходят на передний план, когда решается будущее продуктовой сферы торговли.