Что такое ICO, и с какой целью его проводят проекты? Чем ICO так привлекает инвесторов, можно ли сравнить ICO и IPO, с какими рисками и недостатками может столкнуться пользователь?

Дословно термин ICO расшифровывается, как Initial Coin Offering, в переводе – первичное размещение токенов, то есть монет. Смысл ICO в продаже цифровых токенов за криптоденьги, также эти монеты используют, как внутреннюю валюту для торговли на биржах. Помимо ICO также распространено название crowdsale.

Зачем проекты проводят ICO?

Выпуск собственных токенов для их обмена на популярные криптовалюты, к примеру, на биткоины, а также на фиатные валюты, нужен проектам для привлечения финансовых потоков для запуска или дальнейшего продвижения в своей сфере. Чаще всего ICO проводят на стартовых этапах, то есть при создании проекта, еще до того, как будет создана полноценная инфраструктура. Привлекаемые средства нужны проектам для осуществления финальной стадии разработки, маркетинга или для обеспечения долгосрочной перспективы развития, в таком случае деньги направляются в специальные фонды.

Каким правовым статусом обладает ICO?

В данный момент ICO не является легальным способом привлечения инвестиций, но и к нелегальным с точки зрения нашего законодательства он тоже не относится.

Ни в одной стране мира на сегодняшний день не определен правовой статус ICO, то есть никто не определяет и не регламентирует природу отношений, возникающих при ICO.

Это не является финансовыми отношения в классическом привычном понимании этого слова, решающим фактором является репутация людей, организующих криптовалютный стартап, а также доверие к ним потенциальных инвесторов.

Можно ли сравнивать ICO и IPO?

IPO расшифровывается, как Initial Public Offering, то есть первичное размещение акций на бирже, к этому прибегают компании, которые желают предложить свои акции широкой общественности. ICO предполагает работу по схожему принципу, в ходе которой инвесторы вкладывают свои ресурсы с целью получить свою часть компании в виде криптографических монет. ICO также имеет сходства и с краудфандингом, средства собираются с целью реализации поставленной задачи на той стадии, когда проект еще не располагает готовым продуктом.

Имеются и принципиальные отличия, IPO контролируется и регулируется национальным законодательством. К примеру, в США для того, чтобы получить возможность публичного размещения акций, компания должна являться акционерным обществом, зарегистрированным в Комиссии по ценным бумагам и биржам. Эти условия предоставляют инвесторам определенные гарантии, но при этом привлечение инвестиций в проект на ранней стадии развития становится очень сложной и менее доступной для всех, кто в ней нуждается. С ICO дело обстоит иначе, процесс привлечения инвестиций выглядит намного проще, но инвесторы не имеют никаких гарантий.

Почему инвесторы выбирают именно ICO?

Не смотря на некоторые недостатки, инвесторы все равно приобретают предложенные на ICO токены. Инвесторам этот процесс выгоден по нескольким причинам:

  • Получение потенциальной выгоды от последующей продажи по более высокой стоимости. К примеру, токены Ethereum в 2014  году стоили менее цента, а теперь их стоимость превышает 400$.
  • Токены могут использоваться по прямому назначению, то есть для получения услуг по выгодной стоимости.

Какие есть риски предполагает ICO?

Самой большой опасностью в сфере ICO является мошенничество, некоторые проекты не для реализации, а для сбора денег с пользователей. С точки зрения инвестора любая сделка будет совершаться на доверии, так как на данный момент ни в одной из стран мира не существует законодательной базы для контроля проведения криптовалютных краудсейлов. Также нельзя исключать риска, что проект развалится до стадии, на которой появится продукт, присутствует риск того, что инвестор останется недоволен продукцией. В своем нынешнем обличии ICO предполагает один раунд проведения, то есть шансы получить дополнительное финансирование ничтожно малы, это обстоятельство тоже оценивается как потенциальный риск в ракурсе долгосрочности существования проекта.

Как выбирать партеров для участия в ICO?

Неопытный инвестор может растеряться, увидев огромное количество предложений ICO. Для того, чтобы выбрать надежного партера, необходимо обращать внимание на несколько критериев. Первым делом следует изучить соглашение о продаже, именуемое Token Sale Agreement. В соглашении вас могут смутить многие детали, о которых организаторы ICO могли умолчать. Оценивайте добросовестность проекта по следующим критериям:

  • Наличие готового рабочего прототипа;
  • Присутствие всех необходимых соглашений, прописанных правил, эта информация должна быть опубликованной на сайте и представлять собой публичную оферту;
  • Грамотное составление документации;
  • Наличие у проекта специального счета для учета всего имеющегося имущества, документов и денежных ресурсов;
  • Инкорпорированность, то есть наличие регистрации у компании;
  • Незапятнанность репутации организаторов проекта.

Какие ICO стали самыми успешными?

В сфере ICO успешность является условным понятием, в качестве наглядного показателя успешности используется количество собранных средств. Если отбросить другие спорные аспекты становления проектов и рассмотреть статистику по данному критерию, то лидером ICO станет проект Bancor, в июне 2017 года этот проект собрал 396 720 ETH менее, чем за три часа.  Еще одним стремительным краудсейлом стал проект инновационного браузера Brave, финансовая цель, то есть $35 млн, была достигнута уже за 30 секунд.

Также в качестве примера можно привести криптовалютный проект Storj, в мае 2017 года он собрал $30 млн менее, чем за неделю. Проект Aragon сумел за первые 15 минут после старта собрать целых 275 000 ETH, что составляет около $25 млн. Любопытна история развития проекта Status, он собрал на ICO более $100 млн и привел к сбою в работе системы Ethereum.