Что известно об Лердальском тоннеле?
В первую очередь стоит узнать, что это самый длинный автомобильный тоннель в Европе и во всем мире. Продолжительность — не единственная отличительная особенность. Стоит сфокусировать внимание на том, что он предназначен для автотранспорта и общедоступен. В мире существуют и более длинные тоннели, но они предназначены исключительно для железнодорожного сообщения. В этой статье мы расскажем о Лердальском тоннеле в Норвегии, интересной достопримечательности красивой страны. Ты узнаешь его продолжительность и другие параметры, а также особенности строительства и использования.
Те, кто был в Норвегии, знают, что это красивая страна, но с очень сложной географией. Добраться от одного населенного пункта до другого и не встретить на пути горы практически невозможно. Помимо гор здесь много ледников и лабиринты фьордов, из-за этого некоторые поселения в зимнее время года часто оказываются отрезанными от остальных территорий. Есть лишь один способ создать дорогу для круглогодичного использования — провести ее прямо через гору, то есть сделать тоннель.
О Лердальском тоннеле
При прокладывании любого пути люди преследуют цель сократить расстояние от одной точки до другой. Благодаря таким рациональным соображениям в мире появляются такие достопримечательности, как Панамский канал и рассматриваемый Лердальский тоннель. Этот тоннель сделали, чтобы связать отдаленные населенные пункты.
Он является частью дороги от столицы Норвегии до Бергена, этот город идет на втором месте после Осло по размеру. Тоннель позволяет перемещаться между муниципальными образованиями Эурланн и Лердаль на юго-западе страны.
Длина достигает 24,5 километров, усредненная высота около 7,5 м, ширина — 9 метров. Сложно представить, что такая трасса проходит прямо в скале, но так и есть. На его создание ушло пятилетие, строить начали в 1995 году, сдали в эксплуатацию в 2000 году. За день по тоннелю проезжает около тысячи автомобилей, но его пропускная способность намного выше — до 400 машин ежечасно. Проезд по нему занимает около 20 минут. Всего 20 минут, и ты пересек огромные горы, высота которых превышает полтора километра.
Безопасность
Проезд в таком длинном тоннеле связан с большой вероятностью аварии. Водитель едет в течение 20 минут, не меняя скорости, и видит перед собой монотонную картинку. Такие условия приводят к снижению бдительности. При создании инженеры должны были придумать способ снизить риск несчастных случаев и как-то сохранить тонус водителей. Именно для этого прямые отрезки были разбавлены изгибами полотна, а также сделаны три пещеры, они разбавляют монотонность картинки, в тому же их можно использовать для разворота или просто чтобы постоять и отдохнуть.
Кроме этого здесь присутствуют аварийные карманы, их можно увидеть на каждых 500 метрах. Эти заезды — часть той самой монотонности, но у них практическое назначение, они позволяют избежать заторов в случае аварии. В тоннеле всего две полосы, поэтому без аварийных съездов не обойтись.
Освещение
Следующим не менее важным вопросом стало освещение, оно тоже имеет отношение к безопасности движения. Основные участки пути, расположенные между пещерами, освещаются белым светом, это имитация дневного света. На самом деле можно забыть, что ты внутри горного массива. В пещерах для освещения выбраны другие тона — синее с желтым по краям, это похоже на восход солнца.
Полоса грохота
Несмотря на все усилия проектировщиков, водители все же могут потерять бдительность. Для этого создана полоса грохота, она расположена посередине дороги и выполняет функцию разделительной линии. У этой полосы рельефная поверхность. Если заехать на нее колесом, станет слышен сильный шум, водитель отреагирует и избежит выезда на встречную полосу.
Очищение воздуха
Чтобы обеспечить такое большое пространство хорошим воздухообменом, требуется много вентиляционных отсеков. Но тоннель прорублен прямо в горе, поэтому такой вентиляции в нем быть не может. Из-за этого вентиляция стала вторым по важности и сложности вопросом после сохранения концентрации внимания автомобилистов. Было необходимо спроектировать систему подачи воздуха и его фильтрации.
Лердальский — первый в мире закрытый тоннель с автономной системой воздухоснабжения. Предусмотрены мощные вентиляторы, которые набирают воздух от входов и распределяют по пространству. Грязный воздух с выхлопными газами выходит в отдельный вентиляционный отвод. Система располагается в отдельной пещере, ее можно увидеть через 9,5 километров после въезда, если заезжать со стороны Эурланна. За чистоту воздуха отвечают фильтры двух типов: угольные и электростатические, они вылавливают двуокись азота, пыль и другие примеси.
Дополнительные системы безопасности
Это самый длинный туннель в мире для автомобилей, и в нем не предусмотрены аварийные выходы. Их заменяет ряд приспособлений и мер предосторожности. Через каждые 250 метров установлены телефоны экстренной связи, они бросаются в глаза ярким обозначением “SOS”. Это средство связи с пожарными, правоохранительными органами, медицинскими работниками. Огнетушители расположены еще чаще, спустя каждые 125 метров.
Если воспользоваться такой связью или огнетушителем, то система оповестит всех участников движения. На въездах загорятся знаки, указывающие, что тоннель закрыт, а на всей протяженности тоннеля загорятся стоп-сигналы. Они оповещают водителей о том, что необходимо срочно развернуться и направиться на выезд.
Любопытные факты
В Норвегии около тысячи тоннелей, и это не единственный примечательный. Более 30 из них проходят прямо под водой. Общая продолжительность всех тоннелей составляет примерно 750 километров.
При создании Лердальского тоннеля из скалы было выбрано и вывезено 2,5 тысячи кубических метров горной породы. Он стал до того примечательным, что в нем однажды проводили даже свадьбу.
По всей длине установлены камеры, фиксирующие превышение скорости. В Норвегии очень мало прямых дорог, поэтому попадая сюда, водители входят во вкус, увеличивают скорость и в конечном итоге ее превышают. Соблазн большой, но превышать не стоит, в Норвегии большие штрафы, к тому же это ставит под угрозу безопасность. Также камеры есть на въезд и выезд, они фиксируют все въезжающие и выезжающие машины.
Самый длинный автомобильный тоннель в Европе и мире отличается от многих других наличием сотовой связи. В толще скалы ее изначально не было, но при проектировании проложили специальную проводку. Это еще одно доказательство того, что Лердальский тоннель уникальный в своем роде.