Легендарный российский сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160
Бомбардировщик ТУ-160 «Белый Лебедь» – самолёт, к любой характеристике которого можно добавлять слово «самый». Он самый тяжёлый в мире из категории боевых, имеет наибольшую взлётную массу, является самым крупным сверхзвуковым, самым мощным и скоростным в современной военной авиации. Его грозная сила удивительным образом сочетается с грациозностью и красотой, что отлично видно и во время полёта, и когда гигант стоит на земле.
Тестовые полёты прошли в Советском Союзе ещё в 80-е гг. Однако после развала страны большую часть техники постигла печальная судьба – она была уничтожена в рамках различных мировых соглашений. И только в последнее десятилетие отечественное авиаракетостроение вернулось к возрождению проекта. Появились новые технические возможности, сохранение военного паритета между главными мировыми военными державами требовало от армии больше возможностей как в плане обороны, так и наступления. Одним из таких видов стратегического ракетоносца и является современная модернизированная конструкция дальнего бомбардировщика Туполева (ТУ-160).
История разработки проекта
60-е гг. прошлого столетия вошли в историю как период становления стратегического ракетного вооружения. Работы по созданию новых видов авиатехники велись параллельно как в СССР, так и в США. У нас упор был сделан на развитие оборонительных технологий – сдерживающих ракетно-ядерных конструкций, в то время как американцы активно развивали авиацию стратегического направления. В результате к началу 70-х Советский Союз располагал несколькими видами стратегических бомбардировщиков типа Ту-95 и М-4, летающими на скоростях значительно ниже звуковых и не способных пробить оборону НАТОвских ВВС.
В начале 60-х гг. в СССР в области разработки военный авиационных технологий работали сразу несколько КБ: А. Н. Туполева, В. М. Мясищева, Р .Л. Бартини и П. О. Сухого. Надо сказать, что работа каждого из них была максимально эффективна. Именно тогда родились десятки новаторских предложений и крупных проектов в области наступательных авиационных вооружений, которые на тот период было невозможно реализовать из-за отсутствия технических возможностей, и которые просто были забыты.
Дело ухудшилось к середине 60-х. Все работы по развитию стратегических вооружений были прекращены в рамках провозглашенного СССР мирного развития, а часть КБ вообще закрыта. Только в 1967 г ситуация изменилась, поскольку в США, которые и так преуспели в создании наступательной авиации, была спроектирована новая модель В-1. Её задачей было поражение ядерных целей на территории СССР с воздуха, при этом самолет уже мог развить скорость, превышающую звуковую. Для поражения ядерных объектов экземпляр оказался непригодным, но его появление привело к реанимации проектов по созданию своего стратегического бомбардировщика.
К работам над проектом приступили сразу два КБ: В. М. Мясищева и П. О. Сухого. Бюро Туполева работало над другими заказами и подключилось не сразу, а только в 1969 г. Туполевцы имели большой багаж наработок в создании сверхзвуковых двигателей. Неудивительно, что проект этого бюро, который шёл вне конкурса, в итоге был признан наиболее перспективным.
Как создавался «Белый Лебедь»?
В июне 1974 года ОКБ ММЗ «Опыт» получил директиву правительства с указанием приступить к проектированию бомбардировщика Ту-160. Спустя год был сформулирован окончательный перечень требований к лётно-техническим характеристикам разрабатываемой конструкции.
Главным конструктором был назначен Валентин Близнюк. Работы по созданию новейшей боевой единицы велись сразу по трём направлениям:
- Снижение веса конструкции, для чего были применены инновационные на тот период алюминиевые и титановые сплавы.
- Создание двигателя максимально возможной мощности (этим занимались на моторном заводе в Куйбышеве).
- Разработки специального вооружения – крылатых ракет повышенной дальности Х-55.
Работы велись три года. В результате после завершения серии удачных наземных тестов Ту-160 впервые взлетел в воздух. Машиной управлял лётчик-испытатель Б. И. Веремей. Это произошло в декабре 1981 г. А ещё четыре года спустя во время испытаний самолет впервые превысил звуковую скорость. Начиная с нового, 1986 года, начался серийный выпуск планеров, годом позже – серийный выпуск оснастки – двигателей и крылатых ракет.
Было запланировано производство 100 боевых единиц. Однако до распада страны оставалось не так много времени. До 1991 года произвели всего 37 экземпляров, причем 3 из них только для испытаний и ещё 5 – как опытные образцы. Таким образом, в армейские части попали только 28 единиц. Ещё один немаловажный нюанс: все самолёты были переданы войсковой части, расположенной на Украине. На территории тогдашней РСФСР не оставили ни одного действующего образца. В результате после распада страны Россия осталась без единого ТУ-160. Только в конце 90-х власти двух уже независимых стран договорились о передаче 11 самолётов и 600 ракет в счет погашения долга за газ. Оставшиеся 10 машин были уничтожены властями Украины.
В 2000-х государство вернулось к производству бомбардировщиков и работам по их модернизации. В итоге к 2019 году по официальным данным Россия владела 19 сверхзвуковыми бомбардировщиками дальнего следования – пока непревзойденными по своим техническим характеристикам. А на подходе уже следующее поколение – ТУ-160 М2, модель, которая по заявкам разработчиков будет обновлена на 60%, что позволят значительно усилить достоинства нынешней – скорость полёта, максимальную высоту, грузоподъемность и т. п. Для тех, кто интересуется развитием авиатехники, интересно будет прочитать статью «Самолеты будущего – грядущие изменения в авиапутешествиях».
Тактико-технические характеристики
ТУ-160 – самый крупный, тяжелый и одновременно скоростной воздушный ракетоносец мире. Об это можно судить по его техническим и лётным характеристикам.
Технические показатели
Длина конструкции составляет 54 метра, размах крыла изменяется от 35,6 до 5,7 метров (зависит от стреловидности), высота – 13,1 метров, что соответствует уровню 3-4 этажей жилого дома. Без ракет и горючего машина весит 110 тонн. Запас топлива составляет 148 тонн, а максимальная боевая нагрузка – 40 тонн. Вес на взлёте в среднем составляет 267 т, но максимально может достигать 275 т.
Лётные показатели
Ракетоносец изначально конструировался для полетов в стратосфере. Это позволяет ему перемещаться с максимальным запасом топлива, а значит, достигать наибольшей дальности. Без дозаправки машина может пролететь почти 14000 километров. У поверхности земли она развивает 1030 км/ч, а на предельной высоте в 16000 м – 2200 км/ч. Рекомендуем также ознакомиться со статьёй «От чего зависит скорость самолета?». Крейсерская скорость составляет 850 км/ч, радиус боевого действия – 7500 км.
С дозаправкой машина может находится в воздухе больше суток (25 часов). В 2010 году российские бомбардировщики ТУ-160 установили мировой рекорд по длительности пребывания в воздухе. Он составил 24,4 часа. Однако в нынешнем 2020 этот рекорд был побит: летчикам дальней авиации удалось преодолеть более 20000 км (половину длины экватора) за немногим больше 25 часов.
Особенности конструкции
В понятие конструктивных особенностей, отличающих один летательный аппарат от другого, входят корпус, который в авиации принято называть фюзеляжем, двигательные и топливные системы, форма и устройств крыла, внутреннее оборудование.
Фюзеляж
Фюзеляж – это основа всей конструкции, корпус, в котором располагаются кабина пилота, топливные баки, система управления и т. д. Но ошибочно полагать, что это просто коробка с начинкой. Фюзеляж – это основа, позволяющая соединить в единое целое все составляющие части машины. Каждая модель имеет свои особенности в зависимости от предназначения.
Планер модели включает:
- кабину пилота и отсек радиоуправления;
- обтекатель, в котором размещена бортовая радиостанция;
- два бомбоотсека;
- центральную балку-кессон;
- хвост и киль.
Крыло
Изменяемая геометрия крыла – одна из основных отличительных черт конструкции. Под ней подразумевается возможность крыльев изменять угол расположения к корпусу (стреловидность). У «Белого Лебедя» диапазон изменения находится в пределах от 20 до 65°. При взлете и посадке более эффективной является малая стреловидность, при полёте на большой высоте и сверхзвуковой скорости – большая. Подобная конструкция уже использовалась на самолетах Ту-22М, а для Ту-160 её просто модернизировали с учетом большего размера.
Кстати, при обслуживании на земле техникам категорически запрещено переводить стреловидность крыла в полётный режим, поскольку это сделает машину неустойчивой и может спровоцировать опрокидывание назад из-за образовавшегося перевешивания хвоста.
Шасси
Самолёт оснащён тремя опорными шасси – одним передним и двумя задними. Ширина колеи составляет 5400 мм, база — 17 880 мм. Основные (задние стойки) оснащены 12 колесами (по 6 каждая). При взлете стойки убираются в специальные отсеки в обратном направлении от полета и укорачиваются (это позволяет экономить место). При посадке шасси выпускаются и раздвигаются на 60 см, увеличивая устойчивость при рулении. Отсеки основных стоек одновременно выполняют функцию технических, куда можно грузить различное оборудование. Через люк под передней стойкой осуществляется проход в кабину (по внешнему трапу). Передняя стойка является рулевой. Она оснащена 2-х камерным газомасляным амортизатором (задние – 3-х камерным). Управление поворотом передней стойкой осуществляется из кабины пилота.
Двигатель и силовая установка
«Белый Лебедь» оснащен четырьмя 2-х модульными турбовентиляторными двигателями системы НК-32. Двигательные гондолы располагаются под фюзеляжем. При движении с крейсерской (т. е. постоянной) скоростью тяга составляет 14000 кгс, однако на максимальных оборотах двигателя при форсаже она достигает 25000 кгс. Воздухозаборники регулируемые. Это позволяет самолету набирать скорость до 2200 км/ч и поддерживать её на протяжении длительного времени. Особенны и лопатки турбины. Они покрыты специальным поглощающим покрытием и установлены особым образом, что в итоге делает машину малозаметной для радаров.
Топливная система
Самолет оснащён 13 баками для горючего. Они располагаются как в крыльях, так и в фюзеляже. Контроль за количеством топлива в автоматическом режиме ведёт специальное бортовое оборудование. По мере опустошения баков также в автоматическом режиме происходит перераспределение топлива таким образом, чтобы постоянно сохранялось равновесие машины. Ту-160 приспособлен для дозаправки в воздухе, для чего имеет расположенную в носовой части штангу топливоприемника.
Оборудование
Приборная панель по виду выглядит очень устаревшей. Она осталась от предыдущих модификаций. Однако начинка самая современная и включает:
- электродистанционную систему управления с одновременным использованием аналоговых и цифровых технологий;
- оптико-телевизионный прицел, обеспечивающий поиск объекта и точность наведения;
- радиолокационную установку с антенной, необходимую для картографирования местности;
- антирадарную систему, защищающую от обнаружения противником;
- систему отстрела для пассивных помех.
Вооружение
Бомбардировщик ТУ-160 «Белый Лебедь» поднимает максимальный боевой груз до 45 тонн, который располагается в двух специальных отсеках. Существуют 3 варианта вооружения:
- Двадцать четыре баллистические ракеты (мощностью 300 килотонн) с дальностью полета до 300 км и скоростью передвижения равной 5 МАХ (т. е. в пять раз быстрее звука);
- Двенадцать крылатых ракет Х-55 (мощностью до 500 килотонн), которые передвигаются со скоростью 850 км/ч и могут преодолевать 3500 км.
- Двенадцать крылатых ракет серий Х-101 и Х-102, мощность которых достигает 1 мегатонны, а дальность полета - 5500 км.