Новостям о машинах-беспилотниках мы давно перестали удивляться. Разработкой автомобилей будущего вплотную занялись Google, Tesla, Volvo, даже Apple. Главная задача таких машин — снизить аварийность на дорогах и минимизировать смертность от автокатастроф.

По собственной статистке США, человеческий фактор стал причиной смерти на дорогах в 94% случаев от всего количества аварий.

Немаловажно, что использование беспилотных машин сделает движение более комфортным. Умные автомобили будут действовать в потоке сообща, передавая друг другу информацию о сигналах светофора и иных дорожных условиях.

Когда же они появятся на дорогах?

Но все же время, когда мы сможем пересесть на самостоятельно едущие автомобили, еще далеко. Ни один из вариантов, разработанных на сегодняшний день, не может обходиться без водителя. Да, такой умный автомобиль поможет автолюбителю держаться полосы движения и следовать ПДД, но только под бдительным присмотром. Из пяти беспилотников, протестированных недавно, каждый нарушил несколько правил и хоть единожды, но пересек сплошную полосу.

Наряду с этим, в США вполне успешно используются беспилотные машины. Uber и Alphabet's Waymo, излюбленные такси-сервисы пользуются такими автомобилями, для подстраховки (и отсутствия страха со стороны пассажира) отправляя их на заказы в комплекте с водителей. 

Появление первых машин без водителя прогнозируют в небольших закрытых комплексах типа домов престарелых, кампусов и частных поселков. В настоящее время такие условия наиболее приемлемы для использования беспилотников. Там машина не столкнется с непонятными ситуациями и сможет следовать правилам движения без помех.

Проблемы внедрения беспилотных автомобилей

Измененные дорожные знаки

При частичном перекрытии дорожного знака надписью типа граффити, беспилотная машина производила ошибочную идентификацию. При этом человеческий глаз с легкостью мог распознать оригинальное изображение и выполнять ПДД.

Осадки: снег и дождь

Всем известно, что в снегопад или дождь видимость на дороге плохая, но, тем не менее, водители справляются с этими помехами, регулирую скорость езды, обострив зрение и будучи очень бдительными. Для беспилотников такая погода критична, помехи в виде снега и дождя искажают показания датчиков. Есть вероятность, что плохие погодные условия будут отображаться как препятствия со всех сторон автомобиля и езда станет невозможной.

Также наледь на дороге может быть неверно принята к расчетам и беспилотник, не приняв к сведению особенности дорожного покрытия, ошибочно рассчитает тормозной путь.

Фауна

Птицы и некоторые животные, не покидающие проезжую часть при виде автомобиля, могут быть дополнительным препятствием, блокирующим движение. Для таких созданий природы инженеры NuTonomy придумали специальный режим медленного движения машины для отпугивания птиц.

Пена поглощает звук

Предметы, покрытые звукопоглощающей пеной, не различимы датчиками Tesla S. Это может создать аварийные ситуации, умышленно созданные в преступных целях.

Делай как мы

Беспилотники, общаясь между собой, в потоке действуют слаженно. Но есть вероятность, что при низких скоростях машина, едущая позади, последует за впереди идущей, рассматривая ее как маркер, копируя ее маневры. 

Холмы

Разница высот на местности также может дезориентировать беспилотник. Происходит потеря разметки полосы движения, что вынуждает человека взяться за управление для избегания аварийных ситуаций.

Мосты

Эффект темной комнаты, когда человек теряет способность ориентироваться в пространстве, случается и с машинами. У умных автомобилей на мостах перестают работать датчики, ведя к потере ориентиров. Здесь тоже не обойтись без помощи человека.

Кенгуру

Очень забавная ситуация возникла у компании Volvo при тестировании машин в Австралии. Эти милые животные сбивают работу датчиков. Автомобиль просто не понимает, что кенгуру в прыжке и стоящий кенгуру — это один и тот же объект, каждый раз принимая его за новый вид.

Тени деревьев

Тени деревьев тоже могут стать серьезным препятствием. При испытании Tesla Model 3 они несколько раз ошибочно тормозили машину. На дороге, обрамленной большими деревьями, такие ситуации могут создать повышенный риск аварии. Ведь в потоке машин излишние торможения совсем не приветствуются. 

Достаточно широкий спектр проблем, которые еще надо решить, прежде чем беспилотные машины смогут осуществить мечты смелых футуристов. Ведь кроме всего этого, для беспилотников необходимо хорошее дорожное покрытие, особые природные условия и еще много разных нюансов. Но машинное обучение продвигается вперед, и появление автономного транспорта остается лишь вопросом времени.