Богатая природными ресурсами страна, такая как Россия, просто не может не использовать весь их потенциал в полном объеме, так как от этого зависит процветание и будущее государства. Об этом знали еще наши предки, когда обустраивали первые рудники, а позже на их месте возводили заводы. Так зарождалась промышленность в целом и первые крупные промышленные предприятия в частности. Однако сказать, какой самый большой завод в России, однозначно нельзя.

Значение промышленности для экономики страны трудно переоценить. Именно фабрики и заводы добывают, перерабатывают, поставляют все необходимые материалы, оборудование, технику и оказывают другие сопутствующие услуги для других отраслей экономики. А в эпоху высоких технологий важным направлением становится также предприятия, разрабатывающие интеллектуальную продукцию. Сейчас в России около 460 тысяч промышленных предприятий, на которых работает более 15 миллионов наших соотечественников.

Благосостояние и процветание страны, стабильность экономики и возможность защищать свои границы во многом зависит от предприятий, обеспечивающих эти показатели. Давайте поближе познакомимся с промышленными гигантами России, которые помогают оставаться нашей стране на позиции одной из лидирующих в мире.

Авиастар

авиастар

Крупнейший в стране авиастроительный завод находится в Ульяновске, и входит в структуру Объединенной авиастроительной корпорации. Завод по дате создания можно назвать относительно молодым предприятием. Он был основан в 1975 году. На сегодняшний день занимаемая им площадь составляет 1400000 км².

Основной специализацией сегодня является производство транспортного самолета ИЛ-76МД-90А, демонстративный полет которого состоялся 4 октября 2012 года. А также выпуск самолета-топливозаправщика типа ИЛ-78М-90А. Помимо этого предприятие принимает участие в создании среднемагистрального пассажирского самолета МC-21 и помогает в сервисном обслуживании и полной модернизации авиасудов из серии Ан-124 (“Руслан”). В будущем перспективным проектом для “Авиастара” станет создание легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Также предприятие проводит гарантийное и постгарантийное обслуживание авиационной техники.

Челябинский транспортный завод (ЧТЗ)

челябинский транспортный завод

Одно из крупнейших советских и российских объединений, специализирующееся на выпуске и продаже колесной и гусеничной дорожно-строительной техники, было основано в июне 1933 г. С этого момента челябинские тракторы, сошедшие с его конвейера, прекрасно зарекомендовали себя в условиях непростых местностей и погодных условий. После начала Великой Отечественной войны ЧТЗ перешел на военные рельсы, и помимо сельхозтехники был налажен выпуск тяжелых танков КВ-1 и артиллерийских тягачей. После войны завод вновь вернулся к производству тракторной техники, постепенно модернизируя производство для выпуска более совершенных моделей.

За время существования завод и коллектив не раз были представлены к высоким правительственным наградам и высоким званиям. 

В марте 2011 года НПК “Уралвагонзавод” приобрел около 63% акций. Это повлияло на характер выпускаемой продукции. Завод стал одним из основных предприятий, выпускающих гражданскую технику, в том числе дорожно-строительную. Также это позволило заключать экспортные контракты.

А с начала 2021 году на территории ЧТЗ создается индустриальный парк площадью 212 га, где будут продолжать реализовываться производственные проекты. 

Энергопром 

энергопром

Это одна из ведущих компаний РФ, основанная в 1954 году, занимающаяся углеродным и графитовым производством. Основным направлением является изготовление высокотехнологичной электродной, катодной и другой углеродно-графитовой продукции. В ней нуждается сталелитейная, алюминиевая, ферросплавная, кремниевая, химическая и машиностроительная промышленность.

В состав группы ЭПМ входят три крупных электродных заводов: Новосибирский, Челябинский и Новочеркасский. Также компания является участником мирового рынка и поставляет продукцию более чем в 60 стран мира, а выручка от контрактов составляет около $300 млн. 

Северсталь

Северсталь

Северсталь ‒ это металлургический завод, находящийся в городе Череповец Волгоградской области. Строительство было начато еще в 1941 году, но официальной датой запуска считается 1955 год. Завод входит в состав двух бизнес-дивизионов: “Северсталь Российская сталь” и “Северсталь Ресурс”.

В состав первого дивизиона входят штамповочные предприятия и сервисные центры, а также предприятия по производству метизной продукции, труб большого диаметра, атмосферостойких автозапчастей и т.п. Значительная часть выпускаемой продукции используется исключительно для нужд “Северстали”, поэтому она без дефицита может покрывать свои нужды, при этом обеспечивая и другие компании. 

Дивизион “Северсталь Ресурс” является одним из основных добытчиков железной руды и коксующегося угля не только в России, но и в США. 

Компания производит горячекатаный и холоднокатаный прокат, гнутый профиль и трубы, сортовой прокат и прочее, что необходимо в строительной, топливной и военно-промышленной отрасли, машиностроении и судостроении. Помимо продажи продукции в России, предприятие реализует ее за рубежом. 

Т-платформы

т-платформы

«Т-Платформы» ‒ являются лидером российской индустрии суперкомпьютеров и ведущим отечественным разработчиком оригинальных компьютерных технологий для массового ИТ-рынка с 2002 года.

Компания разрабатывает и производит высокопроизводительное оборудование, на основе которого в стране и в Европе уже действуют суперкомпьютерные комплексы мирового уровня. Они занимаются ресурсоемкими вычислениями в промышленности, используются сотрудниками крупных университетов и исследовательских центров для ускорения фундаментальных и прикладных исследований во многих областях. Таких, например, как судостроение, авиастроение, автомобилестроение, фармакология и электронная промышленность.

Сегодня компания работает над созданием собственных современных отечественных процессоров. А также уже создает различное оборудование для корпоративных заказчиков на российских процессорах серии “Байкал”.

За небольшой срок существования “Т-платформы” удостоены многочисленных наград и премиями. Одна из последних была вручена на российском инвестиционном форуме “Сочи-2017” за создание российского суперкомпьютера JURECA.

ОАО “Лебедянский”

лебедянский

Завод по производству соков и нектаров является российским подразделением компании “PepsiCo”. История компании началась в 1967 году, когда в Лебедяни был построен консервный завод Министерства плодоовощной продукции СССР. За последние годы завод вырос из небольшого провинциального производителя в крупную компанию, занимающую значительную часть российского рынка соков. Покупателям хорошо знакома сокосодержащая продукция, выпускающаяся под марками “Я”, “Тонус”, “Фруктовый сад”, “Привет”. Родителям знакома марка детского питания “ФрутоНяня” и “Туса Джуса”. Также налажено производство минеральной воды “Липецкий бювет”, морсов и компотов под маркой “Северная ягода”. 

КамАЗ

ГК ПАО “КамАЗ” представляет собой крупнейшую автомобильную группу в Российской Федерации, которая входит в топ-20 ведущих мировых производителей тяжелых грузовиков. А по итогам 2020 года занимает 14-е место в мире по производству тяжелых грузовиков общей массой более 16 тонн. Это единый производственный комплекс, который позволяет охватить весь технологический цикл производства: от разработки и изготовления деталей и комплектующих, до сборки и реализации готовой продукции.

Он был образован в 1969 г. как заводской комплекс по выпуску большегрузных автомобилей. Первоначально было изучено более 70 мест его предполагаемого основания, но в итоге остановились на Набережных Челнах (Республика Татарстан) ‒ тогда еще небольшом городке на Каме. А уже в феврале 1976 года с его конвейера сошел первый автомобиль. 

ПАО “КамАЗ” объединяет более 100 предприятий не только в России, но и в странах СНГ и дальнего зарубежья.

Его продукция востребована более чем в 80 странах мира.

Предприятия компании выпускают широкий ассортимент продукции: грузовые автомобили, линейка которых насчитывает более 60 моделей и более 1,5 тыс. комплектаций, автобусы, прицепы, двигатели, силовые агрегаты и другое. Но основным направлением деятельности остается все же производство грузовых автомобилей массой более 14 тонн.

АвтоВАЗ

автоВаз

Строительство автозавода началось практически в одно время со строительством КамАЗ, а именно с 1967 года, когда в городе Тольятти (Самарская область) была выбрана площадка для строительства. 19 апреля 1970 года с конвейера сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101, более известные как “Жигули”. 

Линейка ВАЗ за время существования автозавода постоянно совершенствовалась и увеличивалась. Второй по популярности моделью в истории автогиганта стал ВАЗ-2106 или “шестерка”, как ее окрестили в народе. Его серийное производство началось в 1976 году и продолжалось вплоть до 2006 года. Всего за это время было выпущено более 4 миллионов экземпляров.

Новой знаковой машиной стала марка ВАЗ-2121 “Нива”. Она стала новым словом в истории полноприводных машин в стране. Главное достоинство машины состоит в том, что она стала первой полностью оригинальной машиной Волжского автозавода.

После кризиса 90-х годов 20 века предприятие постепенно вышло из кризиса и консолидировалось с Renault Group. В партнерстве с французским концерном был налажен выпуск торговой марки “LADA” и ее моделей: Vesta, XRAY, Granta. К 2026 году завод намерен запустить в серию еще восемь новых моделей. 

Уралвагонзавод

Уралвагонзавод

Датой рождения концерна «Уралвагонзавод» в городе Нижний Тагил считается 11 октября 1936 года, когда в его стенах родились первые полувагоны. С этого времени на протяжении многих лет он является лидером в отечественном грузовом железнодорожном машиностроении. В годы войны этим предприятием было налажено производство советских танков, после чего компания стала известна во всем мире как производитель бронетехники.

Сегодня в крупнейший научно-производственный комплекс России входят металлургия, вагоностроение, механосборка, ремонтно-механическая, инструментальная и другие отрасли, позволяющие работать в замкнутом цикле производства. Наличие четырех КБ и двух институтов позволяют компании осваивать современные технологии, разрабатывать и успешно внедрять в серийное производство новую спецтехнику и модели транспорта.

Сегодня предприятие является одним из устойчивых и динамично развивающихся, что позволяет активно сотрудничать с ведущими отечественными и зарубежными фирмами.

Ижорский завод

ижорский завод

Основанный в далеком 1722 году по приказу Петра Первого завод почти за свою трех вековую историю успел поучаствовать в создании и становлении российского флота, в строительстве Петербурга, помогал при обороне Ленинграда и участвовал в создании первого водного атомного реактора.

За все это время предприятие постоянно развивалось. На сегодняшний день оно остается одним из ведущих заводов среди тяжелого машиностроения, который специализируется на проектировании, выпуске и обслуживании оборудования для атомной, нефтехимической, нефтегазовой, горнодобывающей отраслей, а также на производстве специальных сталей и оказании услуг.